Каждый третий россиянин живет за чертой бедности, сообщается в докладе ЮНИСЕФ «Детская бедность в России: тревожные тенденции и выбор стратегических действий», подготовленном Независимым институтом социальной политики. Хотя в последние четыре года наблюдается значительный рост средних показателей реальных доходов населения, он происходит в основном за счет перераспределения ресурсов от необеспеченных граждан к богатым. «Падение реальных доходов и рост неравенства спровоцировали рост численности бедного населения», — говорится в докладе.
Правда, благосостояние большинства бедных семей совсем немного не дотягивает до необходимого уровня. По результатам исследования за 2003 год, лишь от 1 до 5% российских семей попали в разряд экстремально бедных.
Однако 60% всех семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, имеют в своем составе детей, которые уже на первых этапах своей жизни вынуждены терпеть лишения, связанные с недостатком средств у их родителей. В двух третях экстремально бедных домохозяйств с ресурсами 20–30% от прожиточного минимума (то есть не имеющих средств даже на питание) также есть дети.
Более того, именно рождение ребенка (то есть появление иждивенца) и стало в России одним из основных факторов, опускающих семьи за черту бедности.
«Все исследования подтверждают общее снижение уровня бедности, но семьи с детьми не покидают ряды бедных. Каким бы ни был процент бедного населения, доля семей с детьми в нем не меняется», — рассказала на презентации одна из авторов доклада Лилия Овчарова.
По мнению авторов доклада, дело в том, что «несмотря на то, что в различные программы социальной поддержки включено более 50% российских домохозяйств, большинство социальных программ не нацелены на поддержку бедных слоев населения». И, самое главное, система социальной поддержки в России совсем не ориентирована на семьи с детьми, говорится в докладе. Если в 1991 году на семейные и материнские пособия приходилось 77% общего объема выплачиваемых пособий, то в 2003-м их доля сократилась в два раза. А размер ежемесячного детского пособия для необеспеченных семей составляет 3,3% прожиточного минимума ребенка. В результате при достаточно высоких расходах на выплату пособия в целом оно не решает проблем бедных семей с детьми. Кроме того, начиная с 2005 года полномочия по финансированию и законодательному регулированию данного пособия были переданы на уровень субъектов федерации, что повлечет за собой ухудшение положения детей в депрессивных регионах, отмечается в докладе.
Одной из основных причин бедности в российских семьях стала также политика занятости и оплаты труда в России. «Именно здесь следует искать причины бедности детей», — считают авторы. Две трети семей, живущих за чертой бедности, содержат взрослые с доходом не выше прожиточного минимума; треть таких семей имеет работника с зарплатой ниже прожиточного минимума; четверть — с пенсией ниже прожиточного минимума. В 15% бедных семей оба взрослых не работают, не учатся и не получают пенсию.
Бедность в России принимает различные формы, среди которых недостаток ресурсов на текущее потребление, низкий уровень жилищной и имущественной обеспеченности, ограничение в доступе к медицинским услугам. Между тем существует тесная взаимосвязь между бедностью семьи, в которой растет ребенок, и его неудовлетворительными результатами в школе, плохим здоровьем, наркотической зависимостью и токсикоманией, уголовным и антисоциальным поведением и в будущем низкой заработной платой и безработицей.
Кроме того, для детей, привыкших жить в бедных семьях, низкий уровень жизни — единственный им знакомый, что содержит большие риски для будущего общества.
И, наконец, что особенно важно для России: родители, опасаясь переступить черту бедности, отказываются заводить второго ребенка. «Демографические последствия этого для такой страны, как Россия, могут быть необратимыми», — заявила директор регионального отделения ЮНИСЕФ для стран ЦВЕ/СНГ и стран Балтии Мария Каливис.
По мнению авторов, очевидно, что для реального снижения уровня бедности в долгосрочной перспективе приоритетным направлением и стратегической необходимостью является оказание помощи детям в борьбе с бедностью. Россия имеет потенциальные возможности по снижению уровня детской бедности ниже 10%, не прибегая при этом к значительному увеличению общей суммы расходов на социальные нужды, считают авторы работы.
Необходимо оказывать поддержку тем, кто расположен у черты бедности, и не забывать о специальных программах, направленных на помощь экстремально бедным семьям, чтобы тем самым сократить глубину бедности. Кроме того, меры, направленные на снижение бедности, должны подкрепляться ростом минимальной оплаты труда, в противном случае общая концепция стратегии содействия сокращению бедности будет нелогичной и малоэффективной.
Как показал анализ, проведенный авторами доклада, инвестиции в размере $300 млн, сделанные в первый год (например, в 2006 году), могут способствовать снижению в ближайшей перспективе уровня бедности с 32,2% до 28,2%. При дальнейших ежегодных инвестициях в размере $800 млн на протяжении последующих трех лет (2007–2009 годы) уровень бедности понизится еще больше — до 23,7%.
«Такой подход будет служить не только наилучшим интересам детей в Российской Федерации, но он также и полностью осуществим, если принять во внимание тот размер инвестиций, которые правительство в Российской Федерации намерено сделать в настоящее время с целью увеличения расходов на социальные нужды. Более того, такой подход способствует не только сокращению бедности, но также нацелен на решение проблемы социального неравенства, которая становится все более и более актуальной», — говорят авторы доклада.
На презентации доклада присутствовала директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ Ольга Шарапова, которая сообщила, что работа будет внесена на рассмотрение в департамент и учтена при разработке дальнейших программ социального обеспечения семей.
Однако исследование охватывает только детей, живущих в семьях. Только на улицах Москвы живет около 150 тыс. бездомных детей. А в интернатах растет почти миллион российских детей при живых родителях и более полмиллиона сирот, данные о которых не учитывались при разработке доклада.