Магомед Хамбиев долго держал эту тайну в себе – с начала марта 2004 года, когда о «добровольной сдаче» влиятельного полевого командира, министра обороны Ичкерии и ближайшего помощника Аслана Масхадова сообщили российские военные и чеченские власти. Как рассказывала «Газета.Ru», подчиненные еще живого тогда Ахмада Кадырова рассказали, будто отряду Рамзана Кадырова удалось бескровно убедить Хамбиева сдаться, поговорив со старейшинами села Беной, где тот скрывался. На основании того, что сдача была объявлена «добровольной»? Хамбиев после проверки был амнистирован и часто упоминался пропагандой как пример здравомыслия. По большому счету, после самого Ахмада Кадырова и братьев Ямадаевых Хамбиев был самым высокопоставленным «ичкерийцем», кто перешел на сторону Москвы.
Правда, уже тогда же – весной 2004 года – осведомленные источники стали всерьез сомневаться в правдоподобности версии о добровольной сдаче. Сайты сепаратистов рассказывали, что кадыровцы для убедительности захватили в заложники 16 близких родственников Хамбиева и под угрозой их жизни заставляли Магомеда и его брата Умара (он до сих пор выступает в качестве европейского посла Ичкерии) сдаться.
Никогда до сегодняшнего дня факт захвата своих родственников Магомед Хамбиев не признавал и вообще предпочитал перед прессой особенно часто не появляться.
Очень похоже на то, что Хамбиев начал активную агитационную кампанию – он идет вторым номером в партийном списке СПС на назначенных на 27 ноября выборах республиканского парламента. Иначе, как предвыборными мотивами, его сегодняшние сенсационные заявления агентству Reuters не объяснишь.
«То, что я говорил раньше, — это для прессы. Никто не хотел, чтобы я сказал правду. Я – заложник той ситуации, которая сложилась вокруг меня. И здесь я только для того, чтобы спасти жизнь моей семьи и друзей. 40 близких мне людей были взяты в заложники... и мне пришлось сдаться», — заявил Хамбиев Reuters.
Это совсем не похоже на то, что Хамбиев говорил раньше. Выдержки из интервью экс-министра «Интерфаксу» в декабре 2004 года: «Тех, кто был со мной, я призываю сложить оружие, я прошу их начать новую мирную жизнь»; «Никто не сможет упрекнуть их в трусости, если они сложат оружие. Я не хочу, чтобы такие люди погибали из-за ложных идей»; «Вам ничто не угрожает, если вы добровольно сложите оружие»; «Не было никакого насилия. Я сложил оружие по просьбе родных, близких. Я сделал это после того, как ко мне стали обращаться жители моего родного села, после того, как об этом меня просили представители многих населенных пунктов»; «Меня просили стать соратником Ахмада Кадырова, и я решил именно так и поступить, готов теперь выполнить любое поручение, которое даст Кадыров».
Впрочем, заявлением о вынужденной сдаче Хамбиев сегодня не ограничился.
«Мои взгляды не изменились (со времен участия в подполье. – «Газета.Ru»). Я по-прежнему верю в независимость республики, — заявил Хамбиев Reuters.—Я всегда был за свой народ и его свободу. Всю свою жизнь я старался сделать для своего народа что-то хорошее».
Именно этим стремлением Хамбиев объясняет и свое предстоящее участие в выборах. Объясняет он и то, почему оказался вторым номером в спике именно СПС. «Эта партия никогда не теряла веры в чеченцев», — говорит бывший министр обороны.
Правда, участию Хамбиева в выборах после сегодняшних откровений может что-нибудь помешать. В частности, в партии СПС предполагают, что эта история может отразиться на безопасности их кандидата № 2. «Чечня — особая территория, и любое наше выступление может быть связано с безопасностью людей. Поэтому все, что будем делать, будем делать только с его согласия», — заявил «Газете.Ru» зампред политсовета СПС Леонид Гозман на вопрос, будет ли партия инициировать какое-то расследование по фактам, изложенным Хамбиевым. «Все, что господин Хамбиев сказал, он сказал сам, он солидный уважаемый человек и отвечает за свои слова. Что будем делать с этой информацией, мы пока еще не знаем», — продолжил Гозман. Чеченские власти к откровениям бывшего боевика оказались тоже не готовы. «Нам пока ничего не известно об этом интервью, и комментировать слова Хамбиева мы пока не можем», — сказали «Газете.Ru» в чеченском МВД, предложив обратиться за комментариями по этому вопросу в среду.