В ближайшие несколько недель правительство рассмотрит меры по стабилизации рынка нефтепродуктов и, в частности, концепцию дифференцированного взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и введения новых акцизов на низкооктановый бензин. Первые предложения на этот счет будут обсуждаться уже в ходе поездки премьер-министра Михаила Фрадкова в Ханты-Мансийск, запланированной на 15–16 ноября.
Изначально основной разработчик предложений — Минэкономразвития — предлагал повысить акцизы на низкооктановый бензин (АИ-76 и АИ-82), одновременно не исключая снижения акцизов на высооктановые марки, подвергаемые более глубокой очистке. Эти предложения высказывал глава департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭРТа Кирилл Андросов. По его мнению, такие меры должны стимулировать автолюбителей переходить на более экологически чистое топливо, а компании — глубоко и качественно перерабатывать нефть в бензин.
Однако, как стало известно «Газете.Ru», в правительстве обсуждают и другие предложения: не дифференцировать акцизы, а просто ввести дополнительный сбор c производителей низкооктанового бензина. Об этом ранее заявлял информагентствам анонимный источник в правительстве:
«По акцизам есть, в частности, предложения с целью стимулирования качества нефтепродуктов ввести новые акцизы в отношении низкооктановых бензинов, — заметил источник. — Также, отметил он, есть предложения сделать так, чтобы чем выше были цены на нефть на мировых рынках, тем ниже были акцизы на бензин».
Продавцы бензина подтвердили «Газете.Ru» наличие таких предложений. «Надеемся, что введение акциза на низкооктановое топливо решит проблему контрафактного бензина, чья доля на рынке России довольно велика, — поддерживает идею дополнительного сбора исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. — Для примера: в Москве до 30% бензина — контрафакт, для регионов эта цифра еще выше».
«Пока планируется ввести дополнительный акциз на бензин 80-х сортов в размере 2650 рублей за тонну, — говорит Сергиенко. — Что касается остальных сортов, то в отношении них было принято решение не проводить индексацию текущих акцизных тарифов».
Введения такого сбора вполне достаточно для того, чтобы ускорить переход рынка на более качественное топливо, полагают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. Прибыль с переработки тонны низкооктанового бензина составляет 3,6 тыс. рублей, подсчитывает Сергиенко. Так что введение дополнительной акцизной ставки сделает производство подобного топлива убыточным.
«Большинство автомобилистов уже сейчас используют исключительно высокооктановое топливо, потому что их автомобили — преимущественно иномарки, и они просто не рассчитаны на низкооктановый бензин, — полагает эксперт центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес» Людмила Лурье. — Так что они так и будут приобретать качественный бензин».
Единственную проблему Лурье видит в том, что рост цен на низкооктановый бензин может ударить по основными потребителям этого топлива — армии и сельскому хозяйству. Однако «для них, возможно, будут предусмотрены субсидии либо установлены специальные цены на бензин», — надеется эксперт.
В любом случае основные изменения в налогообложении производителей бензина ожидаются не раньше 2007 года, и у правительства есть время подготовиться и заложить в бюджет дополнительные расходы на эти цели.