Эдуард Лимонов, лидер НБП (организация запрещена в России):
— Это называется запрещением политической партии. Гнусное абсолютно деяние. Руками закона совершено беззаконие. На самом деле, получилось так, что один раз Верховный суд принял решение не ликвидировать нас, опроверг решение Московского областного суда, а в другой раз он принял решение ликвидировать нас. В любом случае решение вступает в силу со всеми последствиями, которые не очень пока нам известны. Я полон негодования за то, что в нашей стране закон стоит на коленях перед государством.
Мы подадим документы в Страсбургский суд, как только получим решение Верховного суда, поскольку была оглашена только резолютивная часть.
Само решение пришлют, наверное, не скоро. Постараются оттянуть как можно дольше, поскольку знают, что мы собираемся подавать в суд и дальше.
Я уверен, что нам Страсбургский суд поможет, поскольку нас ликвидировали абсолютно по формальным признакам. В тексте решения Московского областного суда указаны только формальные вещи. Не сдавали вовремя отчеты о деятельности организации, не сменили слова в уставе и прочее. Что есть ложь, но тем не менее Страсбургский суд поймет.
Еще нужно сказать, что власти преследуют определенный коллектив, организацию политическую, а не название. Власть параноидально верит в то, что мы будем авангардом «оранжевой революции» в России. Поэтому такую организацию она старается уничтожить и физически, чему свидетельство — многочисленные нападения, и юридически.
Сергей Митрохин, заместитель председателя партии «Яблоко»:
— Я думаю, что Верховный суд, занимаясь этим делом, подвергался определенному воздействию. Это политически мотивированное решение, суд выполнял политический заказ со стороны Кремля. Несмотря на запрет, стоит отметить, что власть делает все, чтобы раскрутить движение НБП, создать ему рекламу, так что даже с этими юридическими ограничениями оно будет существовать, и весьма успешно.
Меня больше волнует судьба других организаций: создан очень нехороший прецедент, и под удар теперь может попасть кто угодно.
Официальная пропаганда вытаскивает из пальца какие-то слухи о связях «Яблока» и НБП, так что я не исключаю, что это один из шагов к разгрому «Яблока». Не исключено, что под удар также могут попасть Движение за гражданские права Льва Пономарева, группа «Совесть», партия «Зеленая Россия», «Солдатские матери» — в общем, любое движение, выступающее против проводимой Кремлем политики.
Борис Надеждин, секретарь федерального политсовета СПС:
— НБП давно пора ликвидировать. Отношусь к этому положительно, так как это не партия, а группа во главе с Лимоновым. Формально все чисто.
Я считаю, что активисты НБП имеют право устраивать разные митинги во главе с Лимоновым в рамках закона. Но они не могут называться партией, если они не участвуют в выборах. За все время своего существования НБП не выдвигала списки депутатов ни в какие парламенты. Решение Верховного суда формально верно, так как суд выполнил федеральный закон.
Андрей Метельский, руководитель московской парторганизации «Единой России»:
— Если суд принял такое решение, значит, на то были веские основания. Если он увидел нарушения действующего законодательства, то нет ничего удивительного в том, что разогнали именно эту организацию.
Я лично поддерживаю это решение, нам сейчас не стоит разжигать межнациональную рознь и проповедовать идеи фашизма.
Это решение не политическое, оно направлено на сохранение целостности нашей страны, чтобы никакие структуры не разжигали межнациональную вражду. И я не думаю, что теперь общество поддержит НБП, прошли те времена, когда народ любил обиженных.
Сергей Удальцов, лидер «Авангарда красной молодежи»:
— Говорить о ликвидации НБП неправомерно. Юридически лишена регистрации общественная организация, зарегистрированная еще в 1992 году, но на судьбе НБП, по моему мнению, такие тяжбы скажутся только позитивно. Они заставляют их мобилизоваться, искать новые шаги, новые решения. Сейчас, насколько мне известно, они вербуют новых сторонников и будут стараться зарегистрироваться уже по новому законодательству как партия, набрав 50 тыс. членов.
Так что сегодняшнее решение Верховного суда — это не трагедия, а только плюс для них, ведь это дополнительное внимание СМИ, к тому же в России те, кого запрещают и преследуют, пользуются поддержкой населения.
Борис Немцов, советник Виктора Ющенко:
--Я считаю, что их деятельность запретить нельзя.
Я не разделяю их взгляды, но запретить им думать так, как они думают, я не могу. И никакой суд, никакой Путин сделать этого не могут.
Теперь эта проблема загнана в подполье. И условия для борьбы с национал-большевизмом просто усложнились.
Лимонов привлекает в свои ряды радикальную молодежь, не только в России, но и в мире. Я еще себя помню --я был очень радикальным коммунистом. И изменить здесь ничего невозможно. Молодых людей не переделать. Поэтому такие запреты — глупость и слабость. Но скорее это сделано в назидание другим. Удивительно, что «Русское национальное единство» (организация запрещена в России) они не запрещают. Откровенно фашистскую организацию, которая пропагандирует ненависть к другим народам, не запрещают. Организации, которые стоят за покушением на Чубайса, фашистские, они их тоже не запрещают. А нацболов, которые являются левыми радикалами, они решили запретить.