Среди разнообразных демонов, что овладели несчастной Эмили Роуз, один был наверняка – тот, который в деталях. Идея скрестить жанр изгнания дьявола с судебной драмой выглядит изящно – подробность расследования позволяет рассказать историю не торопясь, во всех подробностях, с вещественными доказательствами и признаниями свидетелей. Впрочем, авторы находку присвоить не торопятся, сразу объясняя: жизнь подсказала. Точнее, история несчастной Аннелиз Мишель, приключившаяся в Германии в 1976 году.
А подсказала жизнь вот что. Девушка из суровой католической семьи поступила в колледж. Довольно скоро с ней приключился мистический инцидент, последствия которого доктора квалифицировали как отягощенную психозом эпилепсию, а священник – как яркий случай демонической одержимости. Лекарства не помогали, девушка доверилась своему падре, который и провел обряд экзорцизма. И потерпел неудачу.
Девушка умерла, священник оказался на скамье подсудимых.
А суд, в свою очередь, оказался перед занятным вопросом: присяжным, в сущности, предстояло решить, существуют ли дьявол и Господь Бог.
История эта так драматична сама по себе, а вопросы и тревоги, которые она будит, так неприлично банальны, что создатели картины угодили в своеобразные клещи. Как рассказать о несчастной девушке, чья могила, так сказать, еще не успела травой порасти, не скатившись в балаган или проповедь?
Выход был найден в определенной сдержанности.
Чертовщина, что творится с Эмили Роуз, выглядит довольно скромно – во всяком случае, по сравнению с достижениями компьютерной анимации. Очень разумно режиссер Скотт Дерриксон перенес акцент ужасного в сферу, так сказать, физического. Пластика и мимика одержимости, превращающие милую девочку в кошмарное создание, – вот его способ достучаться до намозоленых эмоций зрителя. Тут все получилось. Немыслимые позы и душераздирающие крики Эмили не идут ни в какое сравнение с ее видениями, больше подходящими для какого-нибудь видеоклипа.
Впрочем, сюжетная коллизия больше связана не с Эмили, а с адвокатом священника. Успешная женщина в процессе юридического расследования не то чтобы приходит к вере, но начинает сомневаться в своем безверии. Что ж, похитив у дьявола хотя бы одного адвоката, Эмили Роуз выполнила свою миссию. А заодно помогла продемонстрировать, что пространство веры включает в себя не только церковь. Довольно наглядно создатели картины демонстрируют, что заключения экспертов и институт авторитетов, к которому прибегают в судебной практике, – всего лишь иная форма веры. Собственно, ради этого мотива фильм, очевидно, и снимался.
Сравнение с «Изгоняющим дьявола» в случае с «Эмили Роуз» неизбежно. Но причины этого не в сходстве сюжетов или художественных заимствованиях. Спокойный, отстраненный фильм Дерриксона с его холодной картинкой и осторожностью в проявлении эмоций вполне самостоятелен по отношению к ленте Уильяма Фридкина.
Занятно другое. Процесс о смерти Аннелиз Мишель проходил в 1976 году, через три года после выхода «Изгоняющего дьявола», спровоцировавшего грандиозный всплеск массовой истерии. Появление случаев одержимости тогда было велико как никогда, психиатры по всей Германии сообщали о подобных случаях. Эта истерия и стала фоном для процесса.
Правда, заболела бедная Аннелиз еще в 1968 году.