В пятницу в Москве впервые отмечали новый государственный праздник — День народного единства, приуроченный к событиям 4 ноября 1612 года, когда народное ополчение под предводительством нижегородского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило московский Кремль от польских интервентов. Президент России Владимир Путин возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади. «То, что освобождение пришло в результате объединения народа, объединения самых разных конфессий и национальностей, это особенно символично для нашей многонациональной страны. Пока мы будем ощущать это единство внутри себя, Россия будет непобедима», — заявил он собравшимся у памятника курсантам Суворовского и Нахимовского училища и студентам столичных вузов. После чего, сообщив, что у России есть «огромные культурные богатства, которых нет ни у одного государства в мире», — в том числе самобытность культур разных народов, президент вместе с курсантами и студентами отправился в Большой Кремлевский дворец, в котором должен был начаться прием в честь Дня народного единства, передает «Интерфакс».
В это время в Нижнем Новгороде проходили религиозные праздничные торжества, которые возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В частности, глава Русской православной церкви, чествующей 4 ноября икону Казанской божьей матери, под образом которой когда-то сражались ополченцы, принял участие в открытии памятника Минину и Пожарскому, а также освятил восстановленный храм Рождества Иоанна Предтечи и совершил там божественную литургию. Торжественные богослужения проходили и во всех остальных российских православных церквях.
На негосударственном же уровне новый праздник отметился всплеском националистических настроений.
В Москве националистические организации провели в Москве «Правый марш».
Сбор участников «Правового марша» начался в 11 утра в Москве на Чистопрудном бульваре, после чего колонны двинулись к памятнику Кирилла и Мефодия в сторону Славянской площади. Акция была санкционирована, однако в итоге в ней вместо заявленных 2 тыс. участников, приняли участие не менее 3 тыс. человек. Шествие возглавили активисты «Евразийского союза молодежи» и «Движения против нелегальной иммиграции» (организация запрещена в России) (последняя организация была представлена в основном бритоголовыми молодыми людьми), вслед за ними шли представители «Русского общенационального союза» (организация запрещена в России), «Национально-Державной партии России» и «Национально-патриотического фронта «Память”». По ходу движения к шествию присоединились активисты ЛДПР, которые к этому времени уже отмитинговали в честь праздника на Пушкинской площади.
Колонна шла по центру столицы под барабанный бой, скандируя лозунги «Слава России», «Русские, вперед!», «Россия для русских, Москва для москвичей, давай-ка отсюда … скорей!» и «Зиг Хайль».
Впрочем, спокойно пройтись по столице радикалам не дали. В конце Чистопрудного бульвара из переулка выскочила группа из 30 человек, активистов движения «Оборона» и «Объединённый гражданский фронт» и попыталась помешать демонстрантам.
Активисты организаций с криками «Фашизм не пройдет!» и «Оборону не сломить!» закидали колонну презервативами, наполненными водой.
Однако близко подойти к оппонентам им не удалось: оттеснило милицейское оцепление. Один из антифашистов был задержан. В районе Покровки произошла еще одна стычка: антифашисты из движения «Анти фа» бросили в колонну пять дымовых шашек и взрывпакет, после чего группа скрылась в переулке и догнать их уже не удалось ни милиции, ни журналистам.
На подходе к Славянской площади активисты движения «Оборона» снова объявились на пути демонстрантов, скандируя: «Фашизм не пройдет!» Однако милиции удалось оттеснить их.
На митинге его организаторы сначала напомнили, что он «посвящен годовщине изгнания из России польско-литовских захватчиков, которая случилась всего четыреста с лишним лет назад». А потом зазвучали призывы бороться с ущемлением прав русских в России и незаконными мигрантами.
Тем времен 30 активистов организации «Армия воли народа» (организация запрещена в России) вместе с активистами фракции «Родина» пикетировали польское посольство в Москве с требованием признать фальсификацией сведения о том, что расстрел нескольких тысяч польских офицеров в 1940 году в Катыни был совершен НКВД.
Выступивший перед пикетчиками депутат Госдумы от фракции «Родина» Андрей Савельев, заявил: «Те, кто раздувает это катынское дело, — враги нашей страны» и добавил, что настаивает на признании фальсификацией утверждений, что убийство польских офицеров было совершено советским НКВД. В сквере перед посольством участники акции установили фанерный памятник польскому офицеру, который одной ногой стоит на мешке с деньгами и из нижней части спины которого торчит винтовка, на прикладе которой изображена фашистская свастика.
Впрочем, уже во второй половине дня столичная милиция (а на обеспечение общественного порядка на улицы было выведено около 1 тыс. милиционеров) отрапортовала, что в ходе массовых мероприятий «задержанных за нарушение общественного порядка нет». Правда, как выяснилось чуть позже, это не так. В частности, 10 активистов движения «Оборона», которые пытались помешать шествию, были «приглашены в 46-е отделение милиции для беседы». Хотя, как пояснил РИА «Новости» представитель ГУВД, «юридически это не является задержанием, поскольку административного правонарушения эти люди не совершили». Кроме того, оказалось, что в то же отделение милиции были доставлены и трое организаторов марша правых радикалов, — в том числе руководитель Евразийского союза молодежи Валерий Коровин, — их задержали за то, что акция продолжалась на 30 минут дольше заявленного времени.
То, что происходило в Москве 4 ноября, вызвало крайне негативную реакцию у российских правозащитников.
Председатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева еще накануне заявила, что она выступает против «правого марша». «К акции собираются присоединиться скинхеды и всякие «темные» силы. Не уверена, что обойдется без каких-нибудь погромов», — заявила она в четверг. Однако правозащитники решили не проводить контракций. «Мы выражаем свой протест, а проводить контрдемонстрацию — это нарываться на какие-то стычки, что недопустимо», — отметила глава МХГ.
В целом же, как отмечают эксперты, россиянам осталось непонятным, что в пятницу праздновать.
Как отметил директор Института политических исследований Сергей Марков, проблема в том, что с одной стороны — никто толком не знает, что было 4 ноября, а с другой — праздновать сейчас нечего, потому что, с точки зрения людей, жизнь сейчас плохая».