Во вторник прокуратура Мурманской области возбудила уголовное дело в отношении капитана рыболовецкого траулера «Электрон» Валерия Яранцева. Моряка, который три дня уводил судно от норвежских пограничников, теперь подозревают в «незаконной добыче рыбы с использованием своего служебного положения» (ч. 3 ст. 256 УК РФ) и «незаконном лишении свободы человека, не связанном с его похищением» (ч. 1 ст. 127 УК РФ).
В ходе проверки российские следователи выяснили следующие подробности. «Электрон» производил лов рыбы в зоне архипелага Шпицберген с августа 2005 года. В ночь на 15 октября инспекторы из Норвегии запросили у капитана разрешения подняться на борт судна. Как утверждает норвежская сторона, в ходе проверки инспекторы обнаружили несколько серьезных нарушений. Так, капитан «Электрона» нарушил требование, установленное норвежскими законами, не послав «уведомление о начале лова» и «сообщение об объеме улова до начала и во время лова в рыбоохранной зоне».
Кроме того, инспекторы обнаружили и сфотографировали орудия лова, у которых ячейки были в несколько раз меньше разрешенного размера (то есть моряки могли ловить мелкую рыбу), а это незаконно как по норвежскому, так и по российскому законодательству. И наконец, в трюме «Электрона» инспекторы нашли штампы для маркировки коробок с рыбой без регистрационного номера судна, а также коробки с одной и той же рыбой одинаковой весовой категории, но с различной маркировкой.
Все это свидетельствовало о так называемом браконьерском способе добычи рыбы, отметили в Генпрокуратуре России.
Норвежские инспекторы сообщили Яранцеву, что в связи с выявленными нарушениями судно будет сопровождено в норвежский порт Тромсе. Капитан вроде бы подчинился требованиям, после чего для корректировки курса и охраны доказательств нарушений на борту «Электрона» остались два норвежских офицера. Но Яранцев изменил курс и направил судно к территориальным водам России – начался трехдневный побег от норвежских пограничников. «При этом норвежские инспекторы оставались на траулере и были лишены возможности его покинуть, — подчеркнули в Генпрокуратуре. – Такую возможность Яранцев отказался им предоставить и в дальнейшем».
«Капитан российского судна умышленно лишил двух граждан Kоролевства Норвегия личной свободы и возможности покинуть рыболовецкий траулер. Они находились на борту «Электрона» с 13.25 16 октября до 12.40 20 октября, после чего в Мотовском заливе Баренцева моря с помощью российской пограничной службы убыли на свой корабль», — говорится в сообщении прокуратуры.
Это значит, что в действиях Яранцева «содержатся признаки состава преступления по статье о незаконном лишении свободы человека, не связанном с его похищением».
Не удалось капитану «Электрона» убедить российских следователей и в том, что рыбу ловили абсолютно законным путем.
Когда в порту Мурманска судно осмотрели и разгрузили, рыбы в его трюмах оказалось больше заявленного в таможенной декларации. Вместе с тем прокуроры установили, что Яранцев неоднократно нарушал требования российского законодательства, не уведомляя соответствующие органы о перегрузах рыбопродукции. По этим и некоторым другим нарушениям прокуратура возбудила дела об административных правонарушениях.
Что касается незаконных орудий ловли, то на судне их не нашли, а экипаж в один голос заявил, что таковых никогда и не было. «Но следствие располагает данными, свидетельствующими о неискренности членов команды», — отметили в Генпрокуратуре.
Так, в распоряжении следствия находятся копии радиограмм Яранцева, направленных владельцу «Электрона», директору ЗАО «Корс»: капитан сообщает об установленных норвежскими инспекторами нарушениях, в том числе и о незаконных орудиях лова. Помимо этого норвежская сторона передала России копию акта, в котором зафиксированы выявленные нарушения и фотографии этих орудий. Норвежцы также сообщили, что еще в ходе инспекции команда пыталась избавиться от браконьерского снаряжения и, по всей видимости, в конце концов это сделала.
Как особо подчеркнули в Генпрокуратуре, инкриминируемые Яранцеву действия уголовно наказуемы и по российскому, и по норвежскому законодательству. Но в соответствии со ст. 11 УК РФ виновное лицо, которое совершило преступление на судне, приписанном к российскому порту, находившемся в открытом водном пространстве вне пределов России, подлежит уголовной ответственности по УК России.
По инкриминируемым преступлениям Яранцеву грозит до двух лет лишения свободы.
Kапитан до сих пор остается в больнице. Его госпитализировали с повышенным давлением после того, как 21 октября судно вернулось в порт Мурманска.
Как сообщили агентству «Интерфакс» в компании, владеющей «Электроном», руководство уверено в законности действий капитана и собирается в судебном порядке защищать его интересы. По мнению представителя руководства компании, «обвинения в незаконном лове рыбы являются абсурдными, потому что судно имело разрешение от «Мурманрыбпрома» – организации, выдающей разрешительные документы, на промысел в 200-мильной зоне Шпицбергена». Aбсурдными назвал представитель компании и обвинения в «удержании человека»: «Hорвежским инспекторам было предложено покинуть судно, они отказались». «Мы намерены предоставить капитану квалифицированного адвоката и сделать все возможное, чтобы справедливость восторжествовала», — сообщили в ЗАО «Корс».