Константин Батынков – фигура очень даже заметная на арт-сцене. Как в прямом смысле, по причине внушительной комплекции и двухметрового роста, так и в переносном. Второе важнее, разумеется. Любой художник вам подтвердит: крайне существенно быть востребованным, работать не «в стол», а для публики – это не только добавляет денег и популярности, но еще и позволяет не киснуть, держаться в тонусе. Хотя в случае с Батынковым вполне можно представить, что он рисовал бы и так, без всякого к себе внимания и поощрения. Ему просто нравится это занятие. Репертуар его не вымучен и не подстроен под сегодняшнюю целесообразность. Человек всего лишь продлевает себе детство: как и много лет назад, сын полярного летчика с воодушевлением рисует корабли и самолеты. Чем их больше на картине, тем она удачнее – критерий очевиден для всякого юного художника. Правда, не у каждого получается довести свое увлечение до взрослой карьеры, да еще и не «расплескать» по дороге внутренний интерес.
Сказанное совершенно не означает, что опусы Батынкова лишены смысла и логики. Просто не стоит в них искать какого-то сюрреалистического или, того хуже, политического подтекста. Летающие субмарины – не фаллические символы, парашютисты – не ликвидаторы «оси зла». Объекты наземного и морского базирования взрываются здесь не по воле террористов-смертников, а так, для красоты, чтобы клубы дыма могли эффектно вписаться в белесоватое небо. Это своего рода игра «Зарница», скрещенная с «Островом сокровищ» и кинофильмом про «наших», которые долбают «ихних» по всем фронтам. Пожалуй, имеется одно только взрослое отличие: нет ни своих, ни чужих, ни плохих, ни хороших. Не за кого болеть и некому сочувствовать. Вся тревожная фантасмагория – как чей-то сон, где смешались цели и средства, причины и следствия. Но кораблей и самолетов неизменно много – значит, есть главное. Значит, произведение удалось.
На выставке «Бегущие по волнам» в Крокин-галерее все фирменные батынковские атрибуты задействованы и даже усилены. Возникают, к примеру, парусники с двенадцатью мачтами – будто автор начал рисовать обычный фрегат, да так и не сумел вовремя остановиться. Или еще шипастые надводные мины: им уже мало выглядывать из пучины, они норовят подняться над поверхностью и повиснуть на манер воздушных шариков.
Снует стая собак по палубе эсминца, растерянные серфингисты следят за вертолетным нашествием, толпятся на наблюдательной площадке крейсера какие-то неразличимые фигурки – то ли международные наблюдатели, то ли паникеры.
Время от времени вздымаются волны почище «Девятого вала». Ну и дым в небе, конечно. А для полного атаса – силуэт девочки, бегущей по волнам. Зачем Батынкову понадобился в этой серии гриновский персонаж, он и сам до конца не знает, говорит: «Так вышло». От митьковского прошлого у него, наверное, только это и осталось – добродушная риторика пополам с недоумением. Мол, захотелось, вот и нарисовал. Нельзя разве? У других нет, а у меня пусть будет.
Да, необходимо добавить для полноты описания, что все это по традиции черно-белое. Тушь, кисть, виниловые обои. Форматы – от большого до среднего, где круги, где прямоугольники. Это тоже фирменный прием: сделать что-нибудь с виду респектабельное и многодельное, но чтобы вблизи оно обязательно оказалось простым и непритязательным. Типа, решил на холсте сэкономить, потому и взял обороты обоев. А тушь гораздо дешевле масляных красок – так почему бы ею и не воспользоваться, раз сюжеты все равно не цветные? Вот так, якобы прибедняясь, Батынков и проходит победным маршем от выставки к выставке, оставаясь еще и успешным журнальным художником. Выпустил сейчас при посредстве галереи компакт-диск с новыми работами, но ответить в точности, зачем ему это надо или хотя бы каков тираж, не может. Про первое не задумывался, вторым забыл поинтересоваться. Одно слово, романтик.
Константин Батынков. «Бегущие по волнам». В Крокин-галерее (Б. Полянка, 15) до 27 ноября.