Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Вы кого привезли?»

Van der Graaf Generator выступили в Москве и сыграли настоящий прог-рок-концерт, как если бы тридцати лет современной музыки просто не было.

За последние тридцать лет традиции крупных рок-концертов несколько изменились. Кое-какие вещи, бывшие совершенно обычными до распада Van der Graaf Generator, в наше время не приняты.

Проще всего намекнуть на длинноты. В наше время, когда в голове у среднестатистического представителя публики умещаются только совсем коротенькие простенькие мысли, обычная длина песни на альбоме – 3,5 минуты, на концерте – 4,5. Сложносоставные композиции длиной 20 минут – редкость по нынешним временам и встречается только у совсем уж отпетых прог-рокеров, выходцев из прошлого. Нельзя сказать, что Питер Хэммилл и его веселые седые друзья совсем об этом не знают – вот и на их последнем, пост-воссоединительном альбоме композиции в среднем 8–9 минут, но ведь в первом за последние тридцать лет концертном туре надо играть как раз старое! В итоге получается конфуз.

Фотографам по традиции разрешают снимать первые три, потом в ужасе крестятся и говорят: «Первые две песни», а это добрых полчаса.

Или вот еще: на современных рок-концертах не принято солировать всем одновременно. Этому правилу, вообще говоря, несколько сотен лет: один солирует, другие аккомпанируют, потом можно поменяться. Как раз тридцать – тридцать пять лет назад, во время симфонико-авангардной арт-рок-революции, это правило было пересмотрено: появилась возможность играть четыре соляка одновременно, одному музыканту солировать в течение всего выступления без перерыва, импровизировать в разных тональностях, разных ритмах и разных песнях одновременно – и все это считалось проявлением тонкого вкуса и большого ума.

К началу восьмидесятых в связи с общей музыкальной деградацией от этой свободы пришлось отказаться, но Van der Graaf как раз тогда распался, и это несчастье прошло мимо них.

Van der Graaf Generator устроили в Театре эстрады грандиозный концерт. Питер Хэммилл, щупленький седенький мальчик, выгибался дугой перед микрофонной стойкой, время от времени брал в руки гитару и играл гремящими аккордами, садился за электронное пианино и даже играл на нем. Напротив него за двумя «Роландами» сидел Хью Бантон (раньше он играл на «Хаммонде», но вы когда-нибудь пробовали его возить?) и ногами перебирал органную педальную клавиатуру, которая выполняла роль бас-гитары. Очевидно, что нанять недорогого сессионного бас-гитариста было бы не слишком дорого, а результат получился бы по крайней мере не хуже, да и Бантон был бы менее похож на приколотого булавкой паучка, но тогда это был бы уже не Van der Graaf. Саксофонист Дэйв Джексон, прикрывавший лысину своим традиционным, с основания группы заведенным кожаным картузиком, солировал не переставая и время от времени играл на двух саксофонах одновременно. В принципе этого можно было бы избежать, допустим, если бы использовать на сцене «примочку» для производства живых сэмплов. Но еще перед концертом Хэммилл заявил в интервью какой-то телекомпании, что у них нет ни одного сэмплера на сцене, что все, что они делают, – необычное сочетание обычных инструментов, двух комплектов клавиш, саксофонов и барабанов.

Барабанщик Гай Эванс, совсем бритый, похожий на пожилого докера, держал палочку пальцами, как довоенный джазмен, и время от времени играл какую-то совсем другую, отличную от всех остальных музыку.

Но самым поразительным, настоящим откровением был голос Хэммилла.

Есть множество рок-музыкантов, у которых нет голоса, которые не умеют петь. Некоторые из них при этом гении: Лу Рид, который просто разговаривает под музыку, Ник Кейв орет, Том Вейтс хрипит и рычит утробно. Хэммилл выдает рулады, своим, как он сам сказал, «драматическим голосом» выдает сложные смысловые системы. В записи это довольно интересно звучит, но старость не радость – голос он потерял полностью, аплодировать тут можно только беззастенчивой храбрости, с которой этот ужас демонстрируется публике.

Я очень боялся, что сошел с ума и один напряженно разглядываю мантию королей арт-рока, пытаюсь ее обнаружить и боюсь крикнуть: «Голый!» Были, впрочем, подслушаны разговоры взрослых и очень прилично одетых мужчин, удивлявшихся отвратительному, «как в какой-то трубе», качеству звука, странному голосу Хэммилла и, вообще, «а тех ли привезли?!».

Но большей части публики все понравилось. Мир вообще состоит из мазохистов. Главный фокус, главный конфликт этой группы заключается в том, чтобы время от времени кидать публике кость, кусочек чего-нибудь лаконичного, внятного, какую-нибудь мелодию, или ходик, или рифф, а потом хоронить это под водопадом абсурдных звуков, полифоническим нагромождением чепухи, свеженького деконструктивного авангарда.

Этот концерт, так же как и все прочие выступления воссоединившихся классиков арт-рока, закончился стоячей овацией благодарной публики.

И она, и мы все можем поставить в своем сердце еще одну галочку: и эти тоже к нам приехали, выступили перед полным восторженным залом и благополучно укатили.

Новости и материалы
Стало известно, куда больше всего поставляла СПГ Россия в апреле
В Польше заявили, что издержки России на Украине «недостаточно высоки»
Украина потребовала отстранить российских гребцов от олимпийской квалификации
Зеленский назвал Бога союзником Украины
Макрон прокомментировал лимит на два президентских срока подряд
В России выставили на продажу старый Mercedes-Benz за 50 млн рублей
49-летняя звезда «Отчаянных домохозяек» опубликовала фото в бикини
Стало известно о планах президента Кубы посетить Россию
Виктория Боня рассказала о покупке новой лошади для дочери
Норвежский политолог заявил, что Украина будет терять больше территорий
В Краснодарском крае ликвидировали пожар на базе отдыха
«Краснодар» назвали размазней
Названы ключевые причины блокировки банками переводов населения
Семья Кейт Миддлтон «проходит через ад» во время ее лечения от рака
Ревнивый россиянин устроил стрельбу и прострелил женщине руку
Постпред КНДР в ООН посоветовал США и их союзникам не искажать реальность
Рогов заявил о переходе Работино в «серую» зону вне контроля ВСУ
Стало известно о многомиллионном долге Гусейна Гасанова
Все новости