Во вторник в Кремле состоялось заседание президентского Совета по науке, технологиям и образованию. Как выяснилось, Владимир Путин не доволен ни качеством российского образования, ни темпами модернизации образовательной сферы, сообщает РИА «Новости». «Качество образования остается проблемой номер один», — подчеркнул президент. В том числе из-за снижения фундаментальности среднего образования, недостаточности обеспечения современными методическими материалами, слабости материальной базы и неподготовленности большей части учителей, отметил он.
И это при том, что в последнее время россияне «именно с образованием все теснее увязываются устремления людей к жизненному успеху». Доказательством этого, по данным президента, служат результаты опросов, согласно которым сейчас примерно 80% граждан России в возрасте до 35 лет считают получение высшего образования своей важнейшей целью, передает «Интерфакс». В связи с этим, заявил Владимир Путин, власть должна сохранить «наработанные веками и десятилетиями преимущества национальной системы образования» — и одновременно улучшить.
Раскритиковав образовательную сферу, президент затем высказал свое собственное мнение по основным пунктам программы модернизации образования в России, которая, признал он, «пока идет медленно и трудновато».
По мнению президента, «все звенья образовательной системы в России, от дошкольных учреждений до вузовской науки, должны развиваться синхронно и сопоставимыми темпами, а сама эта система обязана стать стабильной, современной и понятной людям». Владимир Путин высказался за введение обязательного полного среднего образования, тут же поручив правительству «проработать этот вопрос в самое ближайшее время». Кроме этого, президент поручил правительству придумать, как можно кардинально изменить качество работы средних специальных и всех профессиональных учебных заведений. При этом, по его мнению, российские власти должны срочно остановить «необоснованный рост платных услуг в высшей школе». «Нам давно пора навести порядок в малоизвестных, но многочисленных вузах и их филиалах, где плата за обучение, а не качество образования и не само образование, стала самоцелью», — заявил президент.
Затем Владимир Путин сообщил, что в России должны быть созданы все условия для непрерывного образования. Причем желание людей учиться, заявил он, должен стимулировать «не только рынок» — но и само государство. Например, подтолкнуть людей «к росту образовательного уровня» могут, считает президент, индивидуальные гранты и ежегодные премии. Впрочем, о влиянии рынка на тягу граждан к учебе российские власти, похоже, также не забудут. Президент оказался недоволен темпами интеграции профессионального образования и производства, заметив, что в этом вопросе «по-прежнему отсутствует долгосрочное планирование», и призвал правительство «активнее задействовать в этой сфере российский бизнес».
После этого президент пообещал поддержку российским учителям и преподавателям.
Как заявил Путин, именно педагоги являются «главной движущей силой качественного обновления наших вузов и школ, и они нуждаются сейчас в поддержке государства». В частности, молодые педагоги смогут рассчитывать на улучшение качества жизни «в ходе реализации еще двух национальных проектов — по доступному жилью и по улучшению жизни на селе». В целом же государство поддержит учебные заведения с инновационными программами и даст «фору» и талантливым преподавателям, и, вместе с ними — одаренным ученикам.
Также президент поддержал идею создания Национального совета молодых ученых, педагогов и специалистов (этот вопрос обсуждался несколько дней назад на съезде молодых ученых). А сам совет призвал «активнее привлекать к работе молодое «крыло» отечественной педагогики».
Он подчеркнул, что России необходимо вести модернизацию своего образование в соответствии с основными мировыми тенденциями, и в том числе «сосредоточить усилия на глобальной программе ЮНЕСКО «Образование для всех». Говоря об интеграции российского образования в международную систему, президент также напомнил об уже идущей работе в рамках «болонского процесса» — по присоединению России к европейским стандартам образования, сообщает «Интерфакс».
В завершение же российский президент заявил, что реализация масштабного национального проекта в сфере образования будет жестко контролироваться.
Впрочем, как считают эксперты, программа, предложенная президентом, хоть и охватывает все уровни образования — от дошкольного до послевузовского — но «не подкрепленная конкретными расчетами, она может остаться лишь благими пожеланиями».
Главная беда реформирования российского образования, сообщил «Газете.Ru» заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Алексеq Чернышов, состоит в том, что «у нас не существует конкретных планов: чего, сколько и где надо построить». А без этого любые, даже самые лучшие проекты «зависают». «Мы в Думе до сих пор не можем добиться от правительства, на что конкретно они собираются расходовать бюджетные средства, отпущенные на образование. Скрывают!» — заявил Чернышов.
Например, прозвучавшая на заседании совета идея президента ввести обязательное полное среднее образование – «это благо», — считает парламентарий. Однако, не подкрепленная точным расчетом, сколько для ее выполнения потребуется школ, она останется «пустым призывом или ненужным пиаром», в то время как дело «будет по-прежнему буксовать». А каких бы то ни было расчетов, способных стать основой стратегии модернизации российского образования, предложенной президентом, «никто никогда не делал», утверждает Алексей Чернышов.