С сегодняшнего дня антиглобалисты, бунтовавшие в Генуе и других точках планеты, становятся не хулиганами, мешающими здоровому процессу интеграции, а защитниками освященной решением ЮНЕСКО Конвенции о культурном многообразии. Документ с таким названием был принят вчера вечером на сессии подразделения ООН по культуре.
Накануне голосования лондонская The Times опубликовала статью с внятным заголовком «Культурный шок для Голливуда». Конвенция закрепляет за странами-участниками как право, так и обязанность всячески способствовать культурному разнообразию на своей территории, развитию всех форм национального культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку местным культурным проектам.
Яснее всего суть документа выразил посол Франции при ЮНЕСКО Рене Доннадье де Вабр. По его мнению,
если 85% денег, потраченных жителями земли на кино, идет в Голливуд, то прочие страны имеют полное право защищать свой кинематограф посредством квот и субсидирования.
США приложили немало усилий, чтобы не допустить ратификации конвенции — от строгого письма Кондолизы Райс с предостережением ЮНЕСКО от принятия опасного решения, до разъяснительной работы, проводимой американским послом Луизой Оливер. Точка зрения американцев — конвенция не только будет способствовать установлению торговых барьеров, но и может служить алиби для тоталитарных режимов, склонных объяснять притеснение принципов демократии культурными традициями.
Однако, несмотря на настойчивость США, конвенция была принята практически единогласно, против проголосовали лишь Америка и Израиль.
Франция, Великобритания и Канада, инициировавшие разработку конвенции, празднуют победу. Вслед за ними о принятии документа радостно сообщают азиатские и арабские СМИ.
Собственно говоря, главный смысл документа — аргумент в конфликтах, возникающих во Всемирной торговой организации, без симпатии относящейся к попыткам нерыночного регулирования. Давний конфликт Голливуда и Франции тлеет, несмотря на то что во Франции, вопреки распространенному мнению, нет квотирования зарубежных фильмов. Есть система, при которой 11% от каждого билета идет в фонд развития национального кинематографа. Идея насильственного субсидирования чужого кинематографа у Голливуда вдохновения не вызывает. Зато французам нравится: благодаря этой практике в 2001 году они достигли паритета собственных и американских фильмов на экранах страны. При этом есть ограничения в использовании импортных продуктов на радио и телевидении.
Надо заметить, что Франция в этой истории повела себя демонстративно резко. Фактически днем раньше голосования по конвенции Национальная ассамблея Франции объявила блюдо из гусиной печени фуа-гра составной частью культурного наследия страны наряду с Лувром и Эйфелевой башней. Варварский способ производства деликатеса привел к его запрету в 11 странах Евросоюза, однако эта индустрия приносит больше миллиарда долларов в год.
Теперь у французов есть лишний аргумент, чтобы отстаивать притеснение гусей.
А вот отстаивать притеснение мусульманских школьниц и студенток, которым власти запретили носить хиджаб, будет сложнее — явное нарушение принципа культурного разнообразия.
Неизвестно, насколько эффективным окажется этот инструмент в борьбе с американской поп-культурой. Если же конвенция будет работать, ее последствия явно окажутся многообразнее торговых ограничений. В Европе найдется достаточно этнических и прочих субкультур, которым есть чего добиваться.