— Cергей, расскажите, пожалуйста, объявлен ли карантин на вашем производстве?
— На нашей фабрике карантина нет и не было. Карантин объявляют только тогда, когда болезнь уже проникла на предприятие. И в прошлый раз, когда была вспышка болезни, из 70 производственных точек в России карантин объявили только в одной, которая находится в Кургане.
— Насколько уязвим сейчас рынок мяса птицы, как отразятся на нем последние события?
— Думаю, что рынок мяса птицы неуязвим вовсе. Например, в 1984 году в Америке из-за гриппа погибло около 14 млн кур, что было самой крупной эпидемией за последние десять лет. Так вот от этого рынок не только не пострадал, а, наоборот, все увеличивался с каждым годом. В Америке ведь практически каждые два года объявляют карантин. И вообще, когда наши санитарные врачи туда ездят, говорят, что и вовсе все закрыть надо, так как условия ужасающие.
Российский рынок мяса птицы оценивается примерно в $5,5 млрд, так что есть за что побороться.
— Сократились ли продажи ваших предприятий?
— Наши продажи не сократились.
— Как вы оцениваете свои убытки?
— Убытков тоже нет.
— Будут ли власти компенсировать убытки пострадавших предприятий, велись ли какие-то переговоры по этому вопросу?
— Мы готовим предложение о защите прав производителей и учете государством всех убытков производства, связанных с эпидемиями.
Например, в Америке правительство защищает предприятия агропромышленного комплекса. Любые убытки непременно компенсируются. Мы хотим, чтобы российские производители тоже были защищены.
Думаю, уже к середине следующего года наше предложение вступит в действие.
— Может быть, кому-то выгодно распространение паники на почве птичьего гриппа?
— Тут есть несколько факторов: во-первых, заинтересованность крупных транснациональных компаний. То есть западные птицеводческие компании предлагают правительству той или иной страны обезопасить местные фабрики и промышленность в целом, например, с помощью вакцинации. Оперируя своим опытом защиты от подобных эпидемий, компании могут заработать десятки миллиардов долларов. Это очень выгодный бизнес.
Кроме того, в последние годы рынок продовольствия монополизируется.
Курица становится биржевым товаром, технологии производства и хранения это позволяют. Практически во всех пищевых сегментах рынком заправляют несколько крупных компаний, также и на рынке птицы.
Некоторые недобросовестные крупные компании пользуются моментом и неуспешные, разорившиеся маленькие хозяйства выкупают, таким образом дискредитируя малые хозяйства.