Факт договоренности об объединении с солдатскими матерями в Республиканской партии скрывали до последнего. Официально на сегодняшней встрече с прессой Владимир Рыжков собирался рассказывать о партийных успехах в борьбе с растущими тарифами естественных монополий. Впрочем, участие в пресс-конференции лидера солдатских матерей Валентины Мельниковой с самого начала подсказывало, что речь пойдет не только об акциях РПР, устроенных против повышения цен на бензин. И партийные лидеры ожидания журналистов оправдали.
«Мы приняли решение о равноправном объединении», — заявил депутат Госдумы, а по совместительству один из лидеров РПР Владимир Рыжков.
Объединение двух не самых крупных российских партий произойдет на основе республиканцев. «За месяц-полтора все члены партии солдатских матерей вступят в РПР, сохранив при этом свой суверенитет и образовав при этом свою внутрипартийную фракцию», — объяснил процесс объединения Рыжков. Мельникова пояснила, что объединение двух правых партий стало возможным благодаря тому, что раньше «все переговоры наталкивались на нежелание мужчин уступить что-то женщинам», а Рыжков уступить был готов, и теперь представительницы солдатских матерей займут посты в руководящих органах обновленных республиканцев. Насколько масштабным может стать начавшийся процесс объединения правой оппозиции, пока не ясно, хотя лидер РПР туманно намекал, что в ближайшем будущем к образовавшемуся союзу могут присоединиться новые участники. При этом Рыжков в очередной раз отмел возможность объединения на базе «Яблока» или СПС, заявив, что «старые брэнды уже не вызывают доверия у избирателей», рейтинг партий Григория Явлинского и Никиты Белых неуклонно падает.
Впрочем, с «Яблоком» и СПС или без них, но новые участники необходимы республиканцам хотя бы то для того, чтобы пройти приближающуюся партийную регистрацию.
После 1 января РПР может перестать существовать как политический субъект, и ее лидер не скрывает, что объединение «поможет собрать необходимую численность». На данный момент Рыжков с Мельниковой уже заявляют о том, что в объединенной партии будет необходимое количество членов (новый закон требует 50 тысяч). Только в РПР, по словам Рыжкова, уже 30 тысяч официально зарегистрированных членов, а реальных, ожидающих легализации партийцев больше необходимых 50 тысяч. Мельникова добавляет, что в ее партии числится до 20 тысяч человек, а значит, совместными усилиями зарегистрировать партию удастся точно.
Журналистов в связи с объединением больше всего интересовала судьба единого списка демократов, созданного на основе «Яблока» и СПС, на выборы в Мосгордуму, в который входит и представитель солдатских матерей, но к которому не имеют никакого отношения республиканцы. На вопрос «Газеты.Ru», перейдет ли к выборам в РПР баллотирующаяся от матерей Светлана Кузнецова, и можно ли будет считать республиканцев причастными к единому списку, Рыжков заявил, что этот вопрос пока не обсуждался, но непременно будет. В выборах в Мосгордуму республиканцы участвовать не намерены, а потому Рыжков напомнил, что солдатские матери сохранят в РПР определенный суверенитет и на выборах 4 декабря будут участвовать как неподконтрольная республиканцам структура.
Коллеги Рыжкова и Мельниковой по демократической оппозиции факт объединения двух партий восприняли достаточно спокойно. Зампред партии «Яблоко» Сергей Митрохин заявил «Газете.Ru»: «Мы приветствуем консолидацию демократов в любой форме и желаем им успеха». «Если им не удастся набрать необходимые 50 тысяч человек для регистрации, мы приглашаем их к себе, о чем уже неоднократно заявляли, — отметил Митрохин, добавив, что, по его мнению, лидеры обновленного РПР «должны публично поддержать единый демократический список на выборах в Мосгордуму». Митрохин также добавил, что «юридически решение о вхождении в единый список солдатские матери принимали до своего решения объединиться с республиканцами, следовательно, говорить о вхождении РПР в единый список нельзя».
Лидер СПС Никита Белых также приветствовал объединение республиканцев и солдатских матерей. «Я хорошо отношусь к такому объединению, и рад тому, что объединительные процессы происходят на нашем демократическом фланге в нескольких направлениях сразу, а после 1 января 2006 года мы все равно будем садиться за один стол переговоров со всеми, кто пройдет перерегистрацию, и вновь говорить уже об объединении», — заявил Белых «Газете.Ru». По словам лидера СПС, какие-то итоги объединительных процессов СПС с «Яблоком» и республиканцев с солдатскими матерями можно будет подводить только после 1 января, когда партии пройдут или не пройдут перерегистрацию. «Эти два объединения никак не взаимосвязаны», — заявил Белых «Газете.Ru», но «если РПР выразит поддержку нашему блоку, это будет безусловный плюс, хотя его поддержка будет совсем отдельным мероприятием, и говорить о присоединении РПР к единому списку от демократов нельзя».
В самой сложной ситуации теперь оказалась Ирина Хакамада со своим движением «Наш выбор». Она осталась вне всех идущих объединительных процессов. Впрочем, у Хакамады здесь совсем другие соображения. «Мы выступаем за объединение, но объединяемся не ради численности, а из-за идеологии, общих целей», — заявила Хакамада «Газете.Ru». «Я приветствую это объединение, — заявила лидер «Нашего выбора». — Со своей же стороны мне надо выполнить свои обязательства: собрать 50 тысяч и подать заявку на регистрацию». По словам Хакамады, на данный момент «Наш выбор» набрал уже половину необходимого количества членов, большая часть которых из регионов. «До 15 декабря надеемся все сделать, получить регистрацию, а объединение в будущем будет со всеми», — считает Хакамада.