Разумеется, идея рeмейка безнравственна сама по себе, и редкость удач на этом поприще является лучшим тому доказательством. Однако определенная вдумчивость режиссера способна если не искупить, то умалить грех приумножения сущностей.
Новая постановка ленты «Темная вода», во всяком случае, наводит именно на такие мысли.
В духе времени проект на редкость кросс-культурный. Оригинал японца Хидео Накаты, прославившегося своим «Звонком», переделал под американский рынок бразилец Вальтер Саллес. Несколько неприличной кажется поспешность, с которой латиноамериканец, едва прославившись посвященной Че Геваре картиной «Дневник мотоциклиста», бросился в объятия северного капитала. Впрочем, гордыня паче гордости, а Саллес сумел найти в этой истории нечто, запустившее механизм не столько карьерного и коммерческого чутья, сколько творческого воображения.
Если кто пропустил оригинал в отечественном прокате, напоминаем кодовые слова: мертвая девочка. Терзать она будет мать и ее дочь, поселившихся в нехорошем месте. Причиной переселения стал развод, мать пытается наладить жизнь на новом месте, и школа для дочки нашлась, и работа неподалеку. И только две вещи отравляют женщине жизнь – бывший муж, который пытается отнять у нее ребенка, и постоянно протекающий потолок.
Как его ни заделывай, течет и течет.
И еще почему-то из крана с водой вылезают длинные черные волосы, и дочка обзавелась невидимой подругой, и в квартире этажом выше, где давно никто не живет, раздаются детские шаги. Кончится все это, естественно, очень плохо.
Способ, которым Саллес обошелся с картиной Накаты, можно назвать не ремейком, а переводом. Бережно и аккуратно он расплел макраме, накрученное японцем, и слегка изменил узор, сохранив канву сюжета. Клаустрофобию отдельно взятой нехорошей квартиры он ненавязчиво распространил на целый город, заливаемый дождем и по зловещей привлекательности напоминающий слегка подремонтированный мегаполис «Семи» Финчера. Укротив японскую слезливость и фетишизм, добавил картине сухости и жесткости. А самое главное – сохранив все признаки хоррора с бьющими из кранов струями воды, явлением умертвий и прочей бесовщиной, сосредоточил саспенс не по ту, а по эту сторону реальности.
Его «Темная вода» — изящнейшая драма об одинокой матери, куда ненароком забрела чужая мертвая девочка.
Дженнифер Коннелли, сыгравшая главную роль, снабженная довольно удачным голосом при дубляже, настолько честно отрабатывает свой хлеб, что, кажется, вот-вот – и расплещется по полу темной водой. Надлом, присущий этой актрисе, оказывается здесь очень уместен, так же как и ее сдержанность. Смотреть на нее приятно.
Не менее приятно смотреть на Тима Рота – если вы его вовремя узнаете в образе бородатого адвоката. Роль у него небольшая, но абсолютно ювелирная.
Некоторое удивление вызывает то, что мертвая девочка – русская с красивым именем Наташа Римски (тут же вспоминается Булгаков). Мама у нее в лечебнице для алкоголиков, папа — в Москве, где, очевидно, пьет. Обычное дело. Возникает вопрос: что, американские девочки не гибнут и не являются жильцам?
Но это по большому счету мелочи – при таких ценах на нефть на мелкие укусы мы можем спокойно наплевать.
Существенно другое. Родительская любовь часто служит поводом для триллеров и боевиков, совершенно теряясь за грохотом взрывов и зверствами родителей, защищающих детей. Понадобился хоррор, чтобы под его предлогом снять достойный фильм о любви матери к своему ребенку.