В среду Министерство образования и науки обнародовало последние данные об итогах экспертизы школьных учебников. По состоянию на 4 октября 2005 года на экспертизу поступило в общей сложности 240 учебников и учебных пособий, из которых эксперты успели рассмотреть 130. Лишь 78 учебников получили положительные заключения.
Таким образом, эксперты забраковали почти четверть школьных пособий по разным предметам.
Как пояснил министр образования и науки Андрей Фурсенко, «учебники не проходят экспертизу потому, что в них огромное количество ошибок, в ряде случаев грамматических». При этом, по словам министра, «речь не о вкусовщине, а о том, что учебники не удовлетворяют элементарным требованиям к учебной литературе».
Большая часть учебников, не вызвавших нареканий экспертов (49), предназначена для начальной школы. Впрочем, в 19 учебниках для первоклашек эксперты все же обнаружили ошибки, сделанные авторами, либо опечатки, допущенные издательствами.
В качестве примера была приведена задача по арифметике для младших классов: «У кошки Мурки родились щенята, два черных и один белый. Сколько всего щенят родилось у кошки Мурки?».
С пособиями для учеников среднего и старшего школьного возраста дело обстоит хуже. Так, по данным Минобрнауки, из шести учебников по русскому языку экспертизу прошли лишь три, по литературе – три из восьми, а по иностранным языкам — три из двенадцати. Из четырех же школьных учебников по истории положительных заключений экспертов не получил ни один. Так, в одном из них утверждалось, будто Цицерон был греком, а в другом — что Наполеон выиграл битву при Ватерлоо.
Как оказалось, относительно хорошего качества лишь школьные учебники по музыке, изобразительному искусству и мировой художественной культуре. Из восьми представленных на экспертизу учебников по этим предметам положительную оценку получили семь.
Впрочем, с точки зрения экспертов, ситуация с качеством школьных учебников не является критической.
«78 из 130 – это просто хороший показатель», — заявил «Газете.Ru» заместитель председателя комиссии по учебникам Российской академии образования (РАО) Михаил Рыжаков. По его словам, чем больше плохих учебников будет отбраковано экспертами, тем меньше их попадет в школу, а это тоже хорошо. Пока же, отметил он, через новую, «академическую» экспертизу прошло меньше 10% учебников, находящихся сегодня в обороте, так что основная работа еще впереди.
Новые правила экспертной оценки школьных учебников были введены лишь в 2005 году. С этого времени экспертиза учебников проходит в два этапа. Сначала специалисты Российской академии наук (РАН) следят за тем, чтобы учебники соответствовали современным научным представлениям и не содержали грубых фактологических ошибок. После этого учебник поступает в РАО, комиссия которой должна убедиться, что он «соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся», то есть будет ему понятен.
Лишь учебники, одобренные обеими инстанциями, получат министерские грифы «Допущено» и «Рекомендовано» для преподавания в школе, а затем войдут в федеральный перечень учебников для общего образования. Из них, как рассказал «Газете.Ru» Михаил Рыжаков, и будут в основном сформированы школьные библиотеки. Правда, негрифованные учебники в школе тоже попадаются. Но их, по оценке Михаила Рыжакова, не больше 1-2% общего количества учебников.
Грифы действительны пять лет с момента присвоения. И те, что были получены по старым правилам, без участия экспертных советов РАН и РАО, как подчеркнул Михаил Рыжаков, отменены не будут. Так что по учебникам, которые попали в школы до введения экспертизы РАН и РАО, будут продолжать учить детей, пока они совсем не истреплются или не закончится срок их грифования, даже если возникают вопросы по их качеству.
В целом, говорят эксперты, академическая экспертиза школьных учебников – «фактор положительный».
Как рассказала «Газете.Ru» автор школьных учебников и учебных пособий по отечественной истории Лекха Жукова, в некоторых из них содержатся «совершенно экзотические» концепции событий отечественной и мировой истории. По ее словам, ребенок школьного возраста еще не способен разделять «авторское» и объективное в изучаемом курсе и навсегда запоминает, что Вторую мировую войну, например, выиграли американцы, а Василий Шуйский строил в России рубежа XVI--XVII веков правовое государство. Особенно много спорных учебников, по словам Лекхи Жуковой, появилось в 90-е годы. На некоторых из них стояли грифы «Экспериментальный», но по ним все равно учили школьников. А потом у них были проблемы не только с поступлением в вуз, но и при переходе из одной школы в другую, соседнюю.
Теперь же, помимо того что будут отбракованы учебники с грубыми ошибками и опечатками, академики смогут обратить внимание и на их концептуальную сторону. «Ведь школьный учитель не обязан знать, какая концепция является общепринятой», — подчеркнула она. Эксперты РАО должны отсечь учебники как со слишком сложным, научным языком, который не понимают не только дети, но подчас и учителя, так и чрезмерно облегченные учебники. «И будут наконец нормальные учебники», — надеется Жукова.
Пока же, по словам замминистра науки и образования Андрея Свинаренко, «главный вывод, к которому пришли эксперты министерства и профакадемий, состоит в том, что качество абсолютно всех школьных пособий требует резкого улучшения».