«Федеральная налоговая служба ставит задачу добиться стопроцентной результативности выездных проверок», — заявила в четверг заместитель руководителя ФНС Татьяна Шевцова.
По ее мнению, каждая налоговая проверка должна заканчиваться доначислениями налогоплательщику.
Независимые юристы были готовы к подобному заявлению со стороны ФНС. «На практике почти все проверки заканчиваются доначислениями, это самая главная проблема налоговой реформы, — отмечает руководитель департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров. — На сегодняшний день ситуация такова, что у служащего ФНС просто нет возможности адекватно выполнять свои проверочные функции. Он вынужден доначислять налоги, иначе скажут, что ему просто дали взятку».
В тех случаях, когда служба уверена в «честности и добропорядочности налогоплательщика», ее сотрудникам не имеет смысла выезжать с проверкой, парируют в ФНС. Впрочем, из слов самой Шевцовой следует, что таких случаев, если они вообще бывали, в практике налоговых органов не много.
Крупнейшие налогоплательщики создают центры прибыли, центры затрат и центры имущественных комплексов для минимизации налогов, рассказала замруководителя ФНС. Центры прибыли располагаются в офшорах с льготными налоговыми условиями, центры затрат создаются независимо от условий налогообложения, а имущественные комплексы переводятся на предприятия с минимальными налоговыми рисками. По словам Шевцовой, до 2004 года многие крупнейшие налогоплательщики создавали видимое движение продукции, в результате чего налоговая база выводилась из-под налогообложения. «Работа с крупнейшими налогоплательщиками имеет свои специфические особенности», — резюмировала Шевцова.
По ее словам, понять применяемые методы минимизации налогов невозможно, проверяя отдельное предприятие холдинга. Следует проводить комплексные мероприятия.
В российских компаниях считают заявление замруководителя ФНС плохой новостью.
«Все налогоплательщики считаются виноватыми. Видимо, налоговикам сверху спустили план, для выполнения которого потребуются все силы налоговой службы. Это явное усиление налогового прессинга», — сообщил источник «Газеты.Ru» в крупной нефтяной компании.
Аналитики соглашаются с опасениями компаний. «ФНС используется государством в качестве пугала. Необходимо менять не только налоговое законодательство, но прежде всего сам подход к работе. Прекратить воспринимать налогоплательщика как изначально виноватого в уклонении от уплаты налогов. До тех пор, пока единственной функцией налоговиков будет не стремление выявить нарушения, а необходимость собрать как можно больше средств, налоговый климат будет оставаться крайне неблагоприятным», — считает Эдуард Кучеров.
«Сегодняшние отношения налоговиков и налогоплательщиков далеки от идеальных, они воспринимают друг друга не как партнеров, но скорее как врагов, — добавил эксперт компании «Русфининвест-Аудита» Дмитрий Костальгин. — Налоговики предпочитают собирать деньги вместо того, чтобы выполнять свои функции. К примеру, вместо того, чтобы обнародовать схемы минимизации налогов и предупредить, что к тем, кто будет их применять, будут предъявлены претензии, ФНC держит схемы закрытыми и обнародует их только в том случае, если есть возможность предъявить претензии к компании, применившей таковой подход для минимизации налогов».
Правительство неоднократно объявляло о необходимости ограничить полномочия налоговых органов. Но эксперты сомневаются, что государство в ближайшее время пойдет на серьезную скорректировку фискальной политики. «Правительство уже много раз говорило об ограничении полномочий ФНС, но дальше слов дело не идет. Думаю, что законодательные проекты, разрабатываемые в Госдуме, не принесут ожидаемого облегчения налогоплательщикам», — уверен Эдуард Кучеров. «В свете последних заявлений речь может идти не об облегчении налогового контроля, а наоборот, о его усилении. Не стоит надеяться на то, что в скором времени ситуация переменится к лучшему», — поддерживает коллегу Дмитрий Костальгин.