В четверг правительство одобрило инвестиционную программу РАО ЕЭС, которую представлял глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Общий объем инвестиций в электроэнергетику России в 2006 году запланирован в размере 159 млрд 678 млн рублей.
Министр начал доклад оптимистично. «Общая сумма финансирования электроэнергетики по сравнению с прошлым годом увеличилась на 20 млрд рублей и составила примерно 170–171 млрд рублей. Инвестиционная программа РАО ЕЭС включая расходы ее дочерних компаний составит более 40 млрд рублей. Эти деньги, согласно планам на 2006–2007 годы, будут в основном вкладываться в развитие четырех пусковых объектов — Бурейской ГЭС, Ирганайской ГЭС, Зеленчукской ГЭС и Ивановской ГРЭС», — отчитался Христенко.
С учетом всех дополнений инвестпрограмма РАО на 2006 год предусмотрена в размере 20,8 млрд рублей, а не 18,1 млрд рублей, как планировалось ранее.
На этом хорошие новости закончились. «Сегодня наших возможностей не хватает для финансирования всех потребностей электроэнергетики, нам приходится концентрироваться на наиболее важных участках», — посетовал Христенко.
Премьер-министр Михаил Фрадков поинтересовался, насколько остро стоит проблема дефицита средств: «Денег, естественно, много не бывает. В докладе прозвучало, что оборудование устаревает, потребление растет — есть уже сейчас узкие места. А сколько нужно сейчас денег?».
Ответ у Христенко был наготове: «Один блок-тысячник обходится в $1–1,3 млрд. Дефицит нынешней программы атомной энергетики, причем весьма оптимистичной, на 2006 год составляет 20 млрд рублей.
Для завершения проектов гидроэнергетики, таких как Бурятская и Богучанская ГЭС, нужно еще 20 млрд рублей».
Масла в огонь подлил глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. «Существующая система тарифов на электроэнергию стратегически неверна, она не позволяет компании развиваться. На сегодняшний день общая инвестпрограмма РАО ЕЭС составляет примерно $4–4,5 млрд. Этого хватит лишь для того, чтобы удерживать нынешнюю ситуацию в электроэнергетике на прежнем уровне, — подсчитал Чубайс. — А для того чтобы развиваться дальше, необходима сумма в $8–10 млрд в год».
«То есть, если не менять систему тарифов, нужно изыскать деньги из бюджета?» — поинтересовался Фрадков. «Прибавите $4 млрд из бюджета на энергетику? Мы возражать не будем!» — не растерялся Чубайс.
Аналитики согласны с расчетами Чубайса. «Названные цифры вполне обоснованы. Только на развитие теплоэнергетики потребуется $5 млрд в год», — считает аналитик ИК «Проспект» Алексей Соловьев.
«Износ энергетических мощностей и электросетей РАО ЕЭС и ее дочерних компаний составляет 60–70%, что требует инвестиций в размере $50–60 млрд. Те инвестиции, которые предлагает правительство России, просто капля в море», — поделился с «Газетой.Ru» расчетами аналитик «Брокеркредитсервиса» Александр Корнилов.
В завершение дискуссии Фрадков приободрил энергетиков, заявив, что «деньги есть», причем упомянул, что финансирование отрасли возможно из средств «инвестиционного и еще одного фонда». Вероятно, премьер имел в виду стабфонд России. Но эксперты не верят в щедрость правительства.
«Сомнительно, что правительство решит использовать средства cтабфонда для финансирования модернизации структуры РАО ЕЭС. Это прежде всего вопрос политический, так что вероятность раскупорки cтабфонда крайне низка, — сомневается Соловьев. — Максимум, на что может пойти правительство, это инвестировать деньги в крупный проект, к примеру, в Богучанский».
По мнению аналитика «Брокеркредитсервиса», «правительство утвердило компромиссный вариант».
«Финансирования недостаточно для завершения долгостроев. Заниматься достройкой объектов будут частные инвесторы по мере продвижения реформы электроэнергетики», — уверен эксперт.
В то же время, если не принять срочных мер, ситуация с каждым годом будет ухудшаться, уверены специалисты. «Существующая система, когда рост энерготарифов не превышает роста инфляции, сомнительна. Помимо убытков, которые несет РАО ЕЭС из-за разницы роста стоимости тарифов на газ и электроэнергию, есть еще потери от разницы между плановой инфляцией, согласно которой выстраиваются тарифы, и действительной, — убежден Корнилов. — Кроме того, у государства просто нет денег на компенсацию издержек РАО ЕЭС».