В четверг правительство подбивало итоги бюджета текущего года. Необходимость в поправках к главному финансовому документу возникла в связи с огромными доходами от экспорта нефти: правительство, готовя бюджет в 2004 году, исходило из того, что среднегодовые цены на нефть будут ниже, а следовательно, менее высокими будут и доходы федеральной казны.
Согласно последним подсчетам Минфина, доходы бюджета в 2005 году достигнут 4,979 трлн руб., что на 1,653 трлн руб., или 49,7%, больше показателей, утвержденных действующим законом «О федеральном бюджете на 2005 год».
Большая часть сверхдоходов пойдет в стабфонд, объемы которого, как ожидается, к 1 января 2006 года составят 1,425 трлн руб. Несмотря на это, профицит бюджета в 2005 году вместо запланированных 3% достигнет, по оценке независимых экспертов, 7%.
Основной статьей, по которой в бюджет текут дополнительные деньги, остается экспорт нефти. По оценке Минфина, в связи с ростом цен на энергоносители доходы бюджета в 2005 году по сравнению с прошлым годом увеличатся на 1,9 трлн руб. К росту мировых цен в 2005 году прибавились и собственные усилия правительства по наполнению бюджета путем изменения структуры налогообложения нефтяной отрасли. На один только этот фактор приходится 363,9 млрд руб. дополнительных средств, которые поступят в этом году в казну. Одновременно 109,3 млрд руб. из запланированных ранее правительством в бюджет не поступят из-за снижения курса доллара США на мировых рынках.
Уточнив объем дополнительных доходов, правительство посчитало возможным скорректировать и расходы бюджета на этот год. Согласно представленным в четверг Минфином поправкам, которые правительство одобрило, расходы бюджета теперь планируются в объеме 3,539 трлн руб. — это на 0,5 трлн руб. больше объемов, утвержденных законом о федеральном бюджете на 2005 год.
На дополнительные бюджетные ассигнования будет пущено 124,7 млрд руб.
Остальные средства, как пояснила «Газете.Ru» эксперт по бюджетным вопросам Центра развития Наталья Акиндинова, уже ушли и еще уйдут до конца года на социальные расходы, связанные с ликвидацией последствий монетизации льгот и дополнительными повышениями зарплат и пенсий.
Дополнительные 124 млрд руб. бюджетных ассигнований будут потрачены до конца года на национальную оборону (24,15 млрд руб.), 2,4 млрд руб. планируется дополнительно выделить на оплату коммунальных услуг в целях нормализации ситуации, связанной с подготовкой к отопительному сезону 2005–2006 годов, 17,4 млрд правительство направит на межбюджетные трансферты.
Большая же часть дополнительных бюджетных ассигнований — 46,6 млрд – уйдет на финансирование так называемых «общегосударственных вопросов». В том числе, 37,5 млрд руб. отдадут на увеличение уставного капитала Внешторгбанка в связи с принятием решения о выходе Банка России из капиталов российских загранбанков. Решение продать доли росзагранбанков именно ВТБ далеко неоднозначно. Так, бывший глава ЦБ Виктор Геращенко негативно высказался по поводу передачи росзагранбанков Внешторгбанку. Он считает, что Внешторгбанк — нежелательный кандидат на покупку активов росзагнабанков: «По итогам прошлого года деятельность ВТБ была по сути убыточной, такое присоединение потянет в воронку вслед за ВТБ и присоединившийся, это попытка избежать скандального финансового результата за последний год».
Между тем, по мнению аналитика ИК «Церих» Олега Душина, передача росзагранбанков именно ВТБ была вполне предсказуемой: «ЦБ не должен был заниматься росзагранбанками, поскольку это коммерческая деятельность. И ЦБ решил передать активы ВТБ как банку, наиболее близкому к государству. Обременять этим Сбербанк было нельзя, а среди других банков, на мой взгляд, не было достойных претендентов. Это техническое решение, которое будет укреплять позиции госудраства в данной сфере».
В любом случае, даже без учета ассигнований на увеличение уставного капитала ВТБ, объем дополнительных расходов на этот год очень велик. «Если сравнивать с бюджетами прошлых лет, правительство никогда не шло на увеличение допрасходов в течение года больше чем на 100 млрд рублей», — отмечает Наталья Акиндинова. По мнению аналитика, изменение бюджетной политики государства связано как с новой внешнеэкономической конъюнктурой, так и с внутренним поворотом этой политики в сторону большей ориентированности на увеличение социальных расходов.
В следующем году правительству, скорее всего, опять придется существенно корректировать бюджет уже в ходе его исполнения. Доходную часть бюджета на 2006 год правительство запланировало в размере всего 5,046 трлн руб., то есть практически на том уровне, на котором доходы бюджета ожидается исполнить в 2005 году. Между тем цены на нефть, как ожидается, в следующем году продолжат свой рост. По оценке члена бюджетного комитета Госдумы Оксаны Дмитриевой, в доходную часть бюджета-2006 снова поступят примерно 1,5 трлн не запланированных правительством рублей.
Плохое планирование, отметила депутат в беседе с «Газетой.Ru», выгодно нынешним властям, поскольку позволяет гасить социальное недовольство отдельными подачками из «незапланированных» доходов в виде повышения пенсий и зарплат.
Вместо того чтобы прямо запланировать эти доходы в бюджет и кардинальным образом увеличить пенсии и зарплаты бюджетникам.