— Евсей Томович, президент Владимир Путин сегодня положительно оценил итоги деятельности нынешних властей за последние полтора года. По его мнению, в стране достигнута высокая степень экономической стабильности, которая позволит решить накопившиеся социальные проблемы. Насколько, по-вашему, справедлива такая оценка?
— Уровень экономической стабильности в стране сегодня, действительно, достаточно высок. Стабильность обеспечивается большими золотовалютными резервами, растущим стабилизационным фондом, а также сохраняющейся консервативной налогово-бюджетной политикой. Все это в совокупности создает условия для экономического роста.
Но ростом ВВП в 5,9%, который прогнозируется на этот год, гордиться нельзя. Наша экономика серьезно зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, а она в прошлом и этом году – лучшая за последние 15 лет. Но, несмотря на это, темпы экономического роста не только не растут, но и замедляются.
Это противоречит поставленной Путиным задаче удвоения ВВП. Следует подчеркнуть, что у президента страны, попавшей в столь благоприятные внешнеэкономические условия, был выбор, как использовать это преимущество – проводить структурные реформы или форсировать рост. Путин выбрал второе. И эта идея – с учетом внешнеэкономической ситуации, казалась вполне достижимой. Однако сейчас мы наблюдаем обратное.
— С чем это связано? Как влияет на экономическую ситуацию в стране избранный властями курс экономической политики?
— Замедление экономического роста прежде всего обусловлено снижением уровня инвестиций и большой инфляцией. И то и другое – свидетельство недоверия, которое остается между бизнесом и властью. Динамика инвестиций и инфляции ухудшились за время второго срока президента. Если во время первого срока мы наблюдали рост инвестиционной активности, то сейчас мы видим огромный отток капитала – главный показатель ухудшающегося делового климата. То же с инфляцией – последние два года она вышла из-под контроля властей. В этом году, как и в прошлом, прогнозный показатель выйдет далеко за рамки, которые установило инфляции правительство.
Так что достижение макроэкономической стабильности, о которой говорит президент, – это необходимое, но еще не достаточное условие экономического роста.
— К этому прибавляется непрофессионализм и недобросовестность российских чиновников, которые стали сегодня темой отдельного вопроса к президенту. Путин признал всю серьезность этой проблемы, заявив, что в основе успеха реализации заявленных им национальных проектов лежит контроль за исполнением принятых на высшем уровне решений. Какие шансы на то, что надлежащий контроль будет осуществлен и заявленные проекты выполнены?
— Президент заявил, что не верит в «саботаж» исполнительных решений. И я склонен думать, что о саботаже здесь действительно речь не идет. Если брать в качестве примера реализацию закона о монетизации льгот, становится ясно, что причина неудач, которые преследуют правительство на стадии исполнения принятых решений, — это следствие той политической системы, которая сложилась у нас сегодня. Самая естественная форма контроля за надлежащим исполнением решений давно уже придумана – это парламентская форма. Законопроекты, касающиеся подавляющего большинства населения, должны прежде всего обсуждаться на парламентской площадке.
Но Госдума сейчас – это выпавшее звено. А заменить ее нечем. Фактически сейчас правительство согласовывает свои действия только с администрацией президента. Но администрация не в состоянии проконтролировать весь массив действий исполнительной власти, а другой инстанции у нас пока нет.
— То, что вы сказали, касается исполнительской стороны поставленных президентом задач. А как вы оцените сами национальные проекты Путина, в качестве которых он назвал здравоохранение, жилье, образование и науку, сельское хозяйство?
— Президент объявил об увеличении финансирования по данным направлениям. Но очевидно, что это не решение накопившихся в этих сферах проблем.
Увеличение финансирования на здравоохранение, образование и ЖКХ важно только с точки зрения демонстрации приоритетов. И приоритеты обозначены правильно. Но само решение проблем указанных сфер невозможно без проведения в них структурных реформ.
Подготовка этих реформ пока находится в начальной стадии. И к концу президентского срока Путина едва ли они продвинутся дальше формирования концепции. А исполнять ее придется уже другому правительству.