Кризис в отношениях с механиками привел к частичной остановке производства гражданских самолетов Boeing.
Если бастующие одобрят новый вариант трудового договора, авиаконцерн сможет возобновить производство лайнеров на заводах в районе залива Пьюджет-Саунд, а также в штатах Орегон и Канзас.
Менеджмент авиакорпорации пошел на частичные уступки профсоюзам. Новый вариант трудового договора предусматривает рост пенсий на 17% и гарантированное медицинское обслуживание для всех сотрудников Boeing, включая недавно принятых на работу.
Но повышать зарплату рабочим Boeing не будут. Не будет и премий за высокие финансовые и производственные результаты корпорации, о которых шла речь на переговорах между менеджерами и профсоюзами Boeing.
Тем не менее представители бастующих рабочих называют новое трудовое соглашение «победой рабочих всей Америки». Руководители Boeing с удовлетворением отмечают, что издержки авиакорпорации на оплату труда и социальное обеспечение сотрудников останутся почти на уровне прошлого года. «В такой ситуации никто не может честно крикнуть: «Ура! Мы победили!» Но обе стороны конфликта заявляют о своей победе», — отмечает аналитик компании Teal Group Ричард Абулафия. «Я не думаю, что какая-то из сторон имеет право заявлять о чистой победе, — поделился мнением аналитик Morningster Крис Лозье. — Но рабочие могли бы выторговать большие уступки со стороны концерна».
Проект нового трудового договора Boeing был разработан спустя три недели после начала забастовки механиков. 2 сентября рабочие не вышли на работу и объявили условия работы на заводах авиаконцерна «оскорбительными». Причины недовольства рабочих заключались в затратах компании на программы медицинского обеспечения. Ранее действовавшее коллективное соглашение по медицинской страховке истекло, а новые предложения менеджмента не устроили профсоюз. Руководство Boeing пыталось предотвратить забастовку, предупреждая рабочих о губительных последствиях прекращения сборки самолетов. Предыдущая забастовка на заводах Boeing произошла в 2000 году. В то время бастовали 19 тыс. инженеров. Акции концерна во время этого конфликта рухнули на 32%.
Инвесторы фондового рынка позитивно восприняли завершение конфликта между руководством и профсоюзами авиакорпорации. Акции Boeing выросли в цене на $1,47, или 2,3%, — до $64,67 за одну бумагу.
Аналитики авиационной отрасли отмечают, что достижение компромисса с рабочими позволит Boeing выиграть время, необходимое концерну для успешной конкурентной борьбы с европейской корпорацией Airbus. Американский концерн в 2005 году намерен превзойти европейского конкурента по числу заказов на гражданские самолеты. Последний раз это менеджерам Boeing это удавалось в 2000 году.