В ходе своего доклада о стратегии развития авиапромышленности, представленного на заседании правительства в четверг, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко объявил, что Россия может либерализовать условия ввоза иностранных самолетов, не имеющих аналогов внутри страны. В качестве примера министр привел Boeing 787 и Airbus А 350.
Премьер-министр Михаил Фрадков сначала подверг доклад Христенко критике, а потом в целом его одобрил, поручив доработать с учетом замечаний.
«Есть те классы машин, которые российский авиапром не производит. Для них — более либеральные условия», — сказал Виктор Христенко.
Подробнее о том, насколько будут снижены пошлины и когда это произойдет, министр не сказал. Но Христенко поддержал и министр транспорта Игорь Левитин, обратив внимание на то, что авиакомпании вынуждены покупать старые подержанные самолеты, так как сейчас пошлины и НДС составляют около 40% стоимости ввозимых самолетов.
«Мы закрылись с пошлинами от новых самолетов. Старые ввозим – хлам», — категорично заявил Игорь Левитин на заседании.
Либерализация таможенного регулирования при ввозе самолетов выдвигается рядом стран в качестве условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Но, как отмечает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, этот фактор не может быть решающим, поскольку многие уже вступившие страны отстояли свою высокотехнологическую продукцию и авиапромышленность.
Новости от министерства промышленности обрадовались прежде всего производители зарубежных самолетов. Пресс-менеджер компании Boeing Виктор Аношкин обратил внимание на то, что, если пошлины отменять или снизят, российские компании станут более финансово устойчивыми и смогут выйти на качественно новый уровень обслуживания пассажиров. А в пресс-службе Airbus заявили, что «сложно комментировать ситуацию с А 350, поскольку этот самолет пока еще находится только на стадии разработки».
Действительно, оба самолета, о которых упомянул министр, пока еще не построены. Boeing 747 и A 350 будут соперничать в одном сегменте рынка – это широкофюзеляжные самолеты вместимостью около 220–300 человек и с дальностью беспосадочного перелета до 16,3 тыс. километров. Boeing обещает представить свой проект в 2008 году, Airbus выпустит самолет немного позже, в 2010 году, но он, как обещают в компании, будет экономичнее своего конкурента.
Приветствуют декларации правительства и в российских авиакомпаниях, которые используют западную авиатехнику. «Мы давно предлагаем такой законопроект», — сказала «Газете.Ru» руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг.
«Что касается именно этих типов самолетов, то мы в них заинтересованы, у нас есть на них предложения как от Airbus, так и от Boeing, мы их рассматриваем».
Такого же мнения и в «Трансаэро». «Снижение пошлин кажется нам абсолютно разумным. Сейчас российские авиаперевозчики находятся в жесткой конкуренции с иностранными авиакомпаниями, — обращает внимание директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал. – А ведь ни западные компании, ни компании из стран СНГ – с Украины, Узбекистана, Казахстана – не платят никакой такой пошлины и получают преимущество перед российскими перевозчиками».
Но эксперты рынка, опрошенные «Газетой.Ru», не столь оптимистичны.
«Если и вводить пошлины, то резоннее сделать это только для Airbus, поскольку эта компания развивает российскую промышленность, — считает Руслан Пухов. – В частности, она выкупила часть «Иркута», размещает в России свои производственные мощности, часть проекта A350 будет реализовываться в России, поэтому пошлину на него снимать практичнее, чем на Boeing».
Эксперт ИК «Антанта-капитал» Илья Макаров считает, что у России нет средств с нуля сделать такой дальнемагистральный самолет, который конкурировал бы с европейским и американским самолетами, и поэтому власти намерены отдать эту область самолетостроения Airbus и Boeing. «Нужно занять свою нишу в мировом авиапроме. У России все надежды здесь связаны с проектом RRJ, среднемагистральным самолетом, — полагает эксперт. — А другая ниша останется за зарубежными компаниями».