По телевизору Ксения Собчак рассказывает, как правильно в домашних условиях чистить бриллианты. Массово празднуются дни рождения ювелиров. Москвичей толпами свозят на Рублевку, чтобы предъявить им там шубы, посеребренные подсвечники и шоколадные конфеты удивительных форм. Вроде бы жизнь удалась.
Но Салон изящных искусств, открывшийся вчера в обновленном Манеже, в этом смысле переплевывает почти всех, включая Кремль, Пушкинский музей, Антикварный салон и пресловутую Ксюшу. 68 галерей со всего мира, в основном из Лондона и Парижа, делятся своими представлениями о красивых и дорогих вещах.
Эти представления прекрасны. Настолько, что отечественному собирателю, привычному к морской романтике Айвазовского и озабоченным ликам древнерусских святых, впору посетовать на жизнь.
Уорхол, Моне, Шагал, ранний Сезанн, нидерландские пейзажи XVI века (их представляет парижская галерея De Jonckheere – та самая, что недавно привозила в Исторический музей Питера Брейгеля-младшего, Абрахама Говартса, Яна ван Кесселя и прочих фламандцев), египетские маски IV века до н. э., оригинальные античные статуэтки и даже две зеленоватых фигуры Антиноя, на манер парадного зала Павловского дворца украшающие собою порог галереи Турандот... Короче говоря, налицо набор, который обычно человеку случается наблюдать в музеях. За одним исключением: нет пожилых смотрительниц, способных рявкнуть на слишком радивого любителя художественной культуры. К названным произведениям искусства можно безбоязненно подходить и чуть ли не трогать их руками.
Первый салон случился в прошлом году в Галерее Зураба Церетели и имел целью, как признался Ив Бувье, президент ArtCultureStudio (компании-организатора), не сделать бизнес, а познакомить западных галеристов с российским рынком. Познакомил. На второй салон съехалось в три раза больше участников. К тому же вовремя подсуетились несколько крупных ювелирных и часовых компаний типа Bulgari, Tiffany & Co и Rolex.
Весь нижний этаж Манежа способен не на шутку встревожить Ксюшу Собчак и ее белокурых соперниц. Здесь представлены бриллианты, один из которых, говорят, в 180 каратов. Так что будет чем заняться дома на досуге.
Примечательно, что все экспонаты можно купить. Салон – это тот же ГУМ, вместо обувной продукции предлагающий то, чем в хорошие дни развлекает посетителей ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Как признался все тот же господин Бувье, картин и бриллиантов на этот раз столько, что запаковывать их обратно в коробки не имеет смысла. Гораздо удобнее избавиться от сокровищ прямо на месте, хотя в Москве они будут стоить на 20% дороже, чем, скажем, в Лондоне. 18% — НДС и еще примерно 2% на разнообразные таможенные платежи. «Чтобы показывать западное искусство в России, — сообщил господин Бувье журналистам, — надо снизить налоги. Этим я сейчас и пытаюсь заниматься».
Иностранцу, видимо, невдомек, что для российских приобретателей, задавшихся целью повесить у себя в гостиной Уорхола, а в спальне – гобелен со сценой охоты, 20% не деньги. Равно как не деньги 4 млн евро, которые просит лондонская галерея Marlborough Fine Art за Пикассо, 3 млн за сюрреалиста Магритта и еще тысяч по 10 за разные варианты «Коровы, становящейся абстракцией» Роя Лихтенштейна.
Одна из комнат, оккупированная парижской Galerie Albert Benamou, доверху набита скульптурами Дали. К скульптурам прилагается спроектированный мастером знаменитый диван в форме губ актрисы Мей Уэст.
Справа от входа располагается «Коммунальная кухня» — прославленная инсталляция Ильи Кабакова, сделанная им в 1991 году для французской ярмарки современного искусства FIAC (представлена парижской галереей Minotaure). «Кухня», включающая несколько столиков, посуду, расставленную на них, и таблички с надписями будто бы от лица жильцов («Чей это ковшик?»), отдается за 800 тыс. евро. Предполагается, что Кабакова приобретет какой-нибудь музей, так как размещать «Кухню» в доме не слишком эстетично. Кстати говоря, на салон сумели проникнуть и несколько московских галерей. В частности, Stella Art, торгующая на этот раз исключительно фотопринтами местной звезды 90-х Ильи Пиганова.
Салон предполагает длиться неделю. Каждый день, как следует из программы, разбит на две части. С 14.00 до 17.00 наблюдать картины и бриллианты могут посетители. А с 18.00 до 20.00 тем же самым предложено заниматься VIP-гостям. Распорядок дня, радующий своею дисциплинированностью. Среди обещанных VIP-гостей, как шепотом признались устроители, ожидаются работники министерств, кое-кто из правительства, а также «люди, приятные галеристам».