О том, что российские компании наконец осознали свой долг перед Родиной, заявил в понедельник официальный представитель Минпромэнерго Стас Наумов. По его словам, решение о замораживании цен на ГСМ было принято на добровольных началах, видимо, под влиянием красноречия главы Минпрома Виктора Христенко, который в понедельник провел совещание с руководителями крупнейших компаний нефтяного сектора.
Впрочем, первые вестники будущего решения появились еще до начала мероприятия: утром пресс-служба ТНК-ВР распространила сообщение о том, что совет директоров этой компании на своем заседании 15 сентября 2005 года рассмотрел ряд возможных мер, направленных на снижение воздействия рыночных факторов, обуславливающих рост цен на топливо. На заседании было решено, что компания примет меры к увеличению предложения нефтепродуктов на российском рынке. А концерн «ЛУКойл» пошел еще дальше, заявив в середине дня, что он готов зафиксировать цены на бензин и дизельное топливо во всех регионах России на всех своих 1500 автозаправках. Этот шаг, по мнению руководства компании, позволит в краткосрочном периоде сдержать рост цен на топливо.
Теперь примеру «ЛУКойла» волей-неволей придется последовать и другим компаниям: «Роснефти», «Сибнефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти», которые по итогам заседания в Минпроме «согласились с необходимостью стабилизировать цены без всяких предварительных условий, не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства».
«Понятно, что такое решение можно назвать добровольным только условно: одно уже то, что оно было принято по итогам совещания у Виктора Христенко, говорит о том, что на нефтяников было оказано серьезное давление, и, возможно, им даже пригрозили увеличением налогообложения в случае отказа от выполнения требования властей», — отметил «Газете.Ru» источник на российском финансовом рынке.
По словам собеседника «Газеты.Ru», обращает на себя внимание тот факт, что российские нефтяники осознали свою социальную ответственность меньше чем через неделю после того, как правительство Австрии 13 сентября в ультимативном порядке приказало обуздать рост цен на бензин национальным нефтяным компаниям, а также компаниям с участием иностранного капитала, работающим на товарных рынках страны. В случае отказа австрийские власти пригрозили ввести дополнительные налоги, и это их заявление возымело немедленный эффект: британская BP и англо-голландская Shell в тот же день снизили стоимость бензина на бензоколонках. Позже к ним присоединился крупнейший продавец горючего на территории Австрии компания OMV.
«Такой шаг, предпринятый страной с рыночной экономикой, скорее всего, вдохновил наше правительство. Во всяком случае, сторонники введения госрегулирования в «бензиновом» вопросе получили в руки сильный козырь, которым не преминули воспользоваться», — отметил источник «Газеты.Ru».
«Как бы то ни было, понятно, что такое решение есть результат встречи нефтяников с министром. Правительство достаточно давно пытается придумать, как остановить или хотя бы взять под контроль рост цен на топливо, но любые рыночные меры к быстрому результату не приведут. А сейчас растет спрос на нефтепродукты, потому что продолжается уборочный сезон, значит, есть условия и для роста цен на бензин», — подчеркивает Дмитрий Мангилев из ИК «Проспект».
Стоит отметить, что ранее российские нефтяные компании намекали на возможность замораживания цен в обмен на предоставление им налоговых льгот или введение дифференцированного налога на добычу полезных ископаемых. Однако, как отмечают независимые наблюдатели, правительство дало понять, что «торг здесь неуместен» — ведь речь идет о благе всей национальной экономики и, в частности, об успешном завершении посевных работ, которые из-за роста цен на ГСМ оказались к настоящему моменту под угрозой срыва.
Впрочем, эксперты уверены, что главная цель, которую преследует сейчас правительство, — не спасти сельхозпроизводителей, которые находятся на грани разорения из-за дороговизны ГСМ, а не допустить резкого роста инфляции в последние три с половиной месяца текущего года. В условиях, если цены на ГСМ будут «заморожены», у правительства появится шанс уложиться в прогнозируемые инфляционные показатели, которые не должны превысить 10–11%. В противном случае, как считает Владимир Тихомиров из ФК «Уралсиб», темпы роста цен по итогам года вплотную приблизятся к 12%, а по мнению Ярослава Лисоволика из «Объединенной финансовой группы», поднимутся еще выше — до 12–12,5%.