— Вы более 15 лет возглавляете синодальную комиссию Русской православной церкви по канонизации святых. Чем руководствуется комиссия, когда решает вопрос о прославлении того или иного человека в лике святых? Каков механизм канонизации?
— В своей работе комиссия руководствуется критериями, выработанными Святой церковью на протяжении всего ее исторического бытия. Если их выразить кратко, то необходимыми условиями канонизации являются безукоризненное исповедание православной веры, праведная жизнь, народное почитание и чудотворения как при жизни, так и по смерти подвижника. Инициаторы канонизации, например приходские общины или монастыри, обращаются к своему правящему архиерею, в обязанность которого входит проверить поступающие сведения, собрать исторические данные, опросить тех, кто хранит память о почитаемом подвижнике, составить житие. Если правящий архиерей находит, что препятствий к прославлению не встречается, то он обращается к святейшему патриарху, который дает соответствующее благословение комиссии провести необходимые исследования.
— Где кончается мирское и начинается божественное в процессе канонизации?
— Время — лучший индикатор этого процесса, потому что на расстоянии всегда снижается предвзятость оценки дел и стремлений любого человека. Современники часто не видят вокруг себя святых и жалуются на их отсутствие, а те, кто почитаются таковыми, нередко спустя годы развенчиваются. Многие документы, в особенности ведомственные архивы, могут быть доступны исследователям только спустя десятилетия, да и почитание подвижника благочестия как святого складывается в течение длительного периода времени.
— Может ли человек стать святым при жизни? Есть ли, на ваш взгляд, в наше время люди, которые достойны, допустим, в будущем удостоиться канонизации, в том числе и нынешние государственные деятели?
— Апостол Павел сказал в послании к христианам Коринфа: «…каждый смотри, как строит… каждого дело обнаружится… и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон» (1 Кор. 3, 10 – 15). Стать святым призван каждый христианин через исполнение воли Божьей, поэтому в течение земной жизни человек должен стремиться к святости. А из истории Церкви мы знаем, что какое бы общественное положение ни занимал человек, то есть император ли он или простой раб, он одинаково может быть прославлен церковью за святость жизни.
— Сколько святых насчитывает Русская православная церковь?
— Свой месяцеслов, или календарь, Русская православная церковь получила при крещении Руси от Церкви Константинопольской. В него также включены святые, прославленные Русской православной церковью на протяжении ее тысячелетней истории, и те святые, которые прославлены другими православными поместными церквями. Очень много святых было прославлено на Архиерейском юбилейном соборе в 2000 году, когда состоялась канонизация собора новомучеников и исповедников российских ХХ века, миру явленных и неявленных, но ведомых Богу. Процесс изучения подвига новомучеников и исповедников продолжается.
На сегодняшний день поименно причислено к лику святых более 1600 человек, пострадавших за веру в годы гонений.
— Делятся ли святые на какие-либо группы?
— По границе своего почитания святые бывают местночтимые, если почитаются в определенной области, и общецерковные, почитание которых распространено во всей православной церкви. Также по характеру подвига святые разделяются на святителей, мучеников, исповедников, преподобных, Христа ради юродивых, благоверных князей, праведных и других.
— Как вы относитесь к призывам некоторых православных граждан и священнослужителей канонизировать Ивана Грозного и Григория Распутина? И каково ваше отношение к тому, что отдельные православные граждане уже чтят их как святых?
— Кампания вокруг имен царя Ивана Грозного и Григория Распутина началась еще в 1990-е годы. Ее сторонники настойчиво требуют канонизации этих лиц в сонме святых. Образы Ивана Грозного и Григория Распутина преподносятся как символы особой «народной» религиозности, которая противопоставляется «официальной религиозности» Церкви. Инициаторы этой канонизации не могут не сознавать, что само обсуждение такого прославления вызвало смущение среди православных верующих и ведет к соблазну и дискредитации самой идеи канонизации святых.
В течение минувшего времени синодальная комиссия по канонизации святых изучала данный вопрос. На Архиерейском соборе в октябре 2004 года мною от имени комиссии был сделан соответствующий доклад и дана развернутая характеристика и аргументация невозможности постановки такого вопроса.
Почитатели Ивана Грозного и Григория Распутина часто ссылаются на позволяемое церковью келейное почитание усопших подвижников, еще не канонизированных в лике святых. Но в данном случае они лишены такого оправдания. Русская православная церковь неоднократно как в лице своего предстоятеля, святейшего патриарха Алексия II, так и высшей законодательной и судебной инстанции, Архиерейского собора, в 2004 году официально высказала свою позицию о невозможности канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Поэтому не подчиняющиеся соборному решению Церкви ставят себя в опасное духовное положение.
— После канонизации адмирала Федора Ушакова некоторые военные хотят выступить с инициативой канонизировать полководца Александра Суворова. Как вы можете прокомментировать эту инициативу?
— Надо сразу заметить, что выдающиеся военные заслуги сами по себе не могут служить основанием для прославления в лике святых. При неизменном признании исторических заслуг Суворова как великого полководца за истекшее с его кончины время в Русской православной церкви не наблюдалось почитания его как подвижника православного благочестия. Почитаемые православной церковью святые воины прославлены или как мученики, или страстотерпцы, или подвижники веры, а не на основании их воинских заслуг. Личная же религиозность Суворова не может являться примером выдающегося церковного благочестия, а известное своеобразие его поведения нельзя рассматривать как юродство во Христе.
— Признает ли Русская православная церковь святыми канонизированных в церквях других конфессий?
— Святые, прославленные другими поместными православными церквями, признаются святыми и Русской православной церкви. Их имена вносятся в наш календарь, в их честь строят храмы, пишут их иконы, их именами называют крещаемых. Почитаются и святые древней неразделенной церкви. Если же канонизация кого бы то ни было произведена сообществом, отделившимся от Единой святой соборной и апостольской церкви, то она не признается.
— Может ли человек, причисленный к лику святых, быть деканонизирован по каким-либо причинам или открывшимся обстоятельствам? Например, если окажется, что он вел неправедный образ жизни?
— В жизни Русской православной церкви был период в начале XVIII века, когда несколько святых были деканонизированы. Протестанты, участвовавшие в управлении страной, пытались путем отмены почитания некоторых подвижников благочестия бороться со старообрядческим расколом. Самый известный пример — это история прославления преподобной Анны Кашинской. В 1909 году состоялось ее вторичное прославление. В задачу Синодальной комиссии по канонизации святых входит тщательно изучать все аспекты жизни и деятельности человека, предлагаемого к прославлению. В случаях неполной информированности, когда остаются сомнения, комиссия не принимает решения, потому что не имеет права на ошибку.
— Какова роль святых в отношениях человека с Богом?
— С самого начала своего существования Церковь Христова святыми называла тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого в разнообразии даров Его и явили силу Его в нашем мире. Очищенный от греха причастен святости и бессмертию, поэтому святые после своей физической смерти не бездействуют, а, как истинные друзья Божии (Ин. 15, 15), участвуют в Промысле Божием о мире, ходатайствуя за живущих на земле.
— Стремятся ли священнослужители достичь в своей жизни такого совершенства, чтобы в будущем быть причисленными к лику святых?
— Святость есть идеал для всякого верующего, к которому, безусловно, следует стремиться, смиренно осознавая при этом свою греховность и недостоинство. Наша задача — следовать призыву Христову «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) и «будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 11, 44). Мы знаем из истории Русской православной церкви о подвиге многих священнослужителей, причисленных к лику святых. Среди них святители, священномученики, преподобные и праведные. Одним из особо ярких примеров является святой Иоанн Кронштадтский.
— Может ли православный человек молиться в храмах других конфессий, например в католическом, и возносить молитвы святым Римско-католической церкви?
— Как я уже отмечал, в нашем календаре много святых, прославленных в период до разделения церквей. И конечно, они почитаются нашими верующими. Те же, кто был прославлен в последующие века, не были причастны к Вселенскому православию. Вспомним слова апостола Павла: «Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2:5).
Что касается молитвы в инославных храмах, замечу, что вершиной богослужения для православного является евхаристия, или причастие Святых Христовых тайн. А евхаристического общения, или взаимного причащения, например, между католиками и православными нет. В чем же будет духовный смысл такой молитвы? С другой стороны, в католических храмах могут находиться великие общехристианские святыни, почитание которых для православного вполне естественно. Так, многочисленные православные паломники прибывают в город Бари, где в католической базилике почивают честные мощи святителя Николая Чудотворца.
— Каково отношение РПЦ к будущей канонизации Иоанна Павла II?
— Этот вопрос является внутренним делом Римско-католической церкви.
Что касается принципов канонизации, которые применяются в нашей церкви, то они, как уже говорилось, не предполагают поспешности и вмешательства мирской рекламной стихии.
— Ваше высокопреосвященство, существует мнение, что в России надо создать комитет по делам религии. Как вы относитесь к этой инициативе?
— В годы гонений на веру в Советском Союзе имелось такое учреждение, оставившее по себе весьма мрачную память. Уже поэтому такое предложение может восприниматься как попытка возрождения злого призрака. Кроме того, надо напомнить, что мы живем в светском государстве, где религиозные организации и верующие пользуются правами в соответствии с законом. Разве правовых гарантий недостаточно и требуется создание нового бюрократического органа? Думаю, что в этом нет нужды.
— На ваш взгляд, какие должны быть отношения государства с религиозными организациями? Может ли государство вмешиваться в дела церковные, а церковь — в дела светской власти?
— Отношения должны быть прежде всего уважительными по форме, а по содержанию носить характер доброжелательного сотрудничества. Так дело обстоит, например, в Московской области, где у Московской епархии деловые и взаимоуважительные отношения с губернатором Борисом Всеволодовичем Громовым. Такая модель взаимодействия вообще не ставит на повестку дня вопрос о вмешательстве в дела друг друга, направляя усилия сторон в созидательном направлении на совместные труды ради духовного возрождения нашего народа.
— В этом году вам исполняется 70 лет, да к тому же еще и 40 лет служения в епископском сане. У вас богатый жизненный опыт. Что бы вы могли пожелать читателям «Газеты.Ru»?
— Я благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность совершать церковное служение и в годы тяжелых испытаний, и сегодня, когда православие возрождается и наш народ возвращается к благодатным истокам отечественного духовного наследия. Ныне и перед церковью, и перед всем обществом стоят необъятные задачи по восстановлению былого величия России. Это требует от всех очищения совести, единения в вере и добрых делах. К этому призывает Русская православная церковь, которая стремится в XXI веке в полном объеме восстановить все виды традиционно присущих ей форм социального служения. Церковь обращается к людям со священным призывом к спасению, и я хочу пожелать вашим читателям услышать этот голос.