Дмитрий Рогозин, лидер партии «Родина»
Ситуация на Украине сейчас очень щекотливая, люди, пришедшие на волне критики коррумпированности режима Леонида Кучмы, теперь должны уйти из-за тех же обвинений.
Меня очень интересует дальнейшая судьба Юлии Тимошенко, однако, с политической точки зрения, думаю, что ее политическое реноме не только не пострадает, но и, наоборот, наберет очки. Уход с поста премьера принесет ей электоральные дивиденды, потому что лично ее никто не уличил в коррумпированности и все выглядит так, что Тимошенко потеряла надежду урезонить своих зарвавшихся коллег по кабинету, а к формированию этого кабинета она никакого отношения не имела.
В свете предстоящих парламентских выборов для нее образуется очень выгодная стартовая позиция. Ведь с нее автоматически снимается вся ответственность за все провальные проекты кабинета.
К тому же она получает возможность обрушиться с критикой как на отдельные политические фигуры, так и на искривление «правильного курса» в целом.
Что касается нового и.о. премьера Еханурова, то я с ним лично знаком. Он зарекомендовал себя взвешенным и опытным человеком и политиком. Он не националист, он родился в России и имеет тесные связи с российской политической элитой. Еханурову удастся стабилизировать ситуацию как на Украине, так и в российско-украинских отношениях.
Борис Немцов, советник президента Украины
На Украине системный экономический и политический кризис, который президент Ющенко пытается разрешить. Я приветствую решительные действия Ющенко по отставке кабинета министров и своего ближайшего окружения. Думаю, что в конце концов власть на Украине не должна быть скомпрометированной и не должна вести страну к кризису.
Принципиальной является отставка Тимошенко, ибо именно она несет ответственность за экономический кризис, в котором оказалась Украина. На протяжении последних трех месяцев на Украине экономический спад — в июле он 2,5 % процента. На фоне прошлого года – беспрецедентного 12-процентного роста эта картина выглядит удручающе. За него надо отвечать Тимошенко. Согласно распределению обязанностей социально-экономическую политику формирует кабинет министров. Именно Тимошенко стала инициатором крупных приватизационных скандалов. Именно она создала крайне враждебный инвестиционный климат в стране. Вместо ожидаемых инвестиций получили отток капитала, вместо экономического роста получили спад, вместо стабилизации – рост цен. За это надо отвечать.
Тимошенко теперь возглавит оппозицию. Она безусловно очень популярный политик, у нее все шансы возглавить оппозицию. Если страна получит компетентное руководство кабинета министров и сумеет преодолеть за это время кризисные явления, если страна узнает, что до кризиса ее довела именно Тимошенко, то у нее шансов не так много.
Глеб Павловский, глава «Фонда эффективной политики»
Я весь этот год говорю, что они не могут выйти на выборы, пока не произойдет раскол. Вот раскол произошел, он мог произойти по-разному, в данном случае он не только ожидаемый, а плановый, и пока он развивается по плану Ющенко. Я практически убежден в этом и по тому, что он говорил сегодня, и по фигуре нового и.о. премьера Еханурова. Он возник быстро, и тем, кто знает Киев, он понятная фигура. Ехануров, конечно, фигура экономического эксперта без сильных политических амбиций, который не превратит правительство в политический центр власти.
Это значит, что политическая власть сконцентрируется целиком на Ющенко, чего он и добивался. Демарш Зинченко был крайне удобен, да и, честно говоря, я думаю, что он был в какой-то степени согласован.
Зинченко создал кризис, застал врасплох борющиеся группировки и освободил, снял с Ющенко вину за увольнения. Ющенко встал над схваткой. Мы же все это проходили когда-то с Борисом Николаевичем. Несомненно, что Ющенко будет пытаться политически консолидировать оранжевую команду вокруг себя, несомненно, ему полностью это не удастся и он получит оранжевую оппозицию, но я думаю, что теперь вырисовывается то, что можно было предполагать: Ющенко скорее всего очень слабый управленец, но вовсе не такой слабый политик и полудохлый лев, каким его называли все последнее время.
Новая оппозиция лимитирована, во-первых, по своим действиям. Если она попытается перейти к противостоянию с участием улицы, то легко достаются соответствующие досье во всяком случае и на Тимошенко и на Порошенко они объемистые. Досье составлены скорее всего еще во времена президентства Кучмы.
Кстати, я думаю, что теперь украинская администрация теперь не будет сильно добиваться отмены преследования российской генпрокуратуры, у меня есть такое подозрение.
Просто она теперь блокирована. Потом я думаю, что здесь фактор анонимный, но достаточно сильный. А именно позиция западных администраций, доведенная неоднократно в последнее время до Ющенко о том, что это безобразие надо кончать. Тимошенко считают на Западе, во-первых, чуть ли не социалисткой, во-вторых, человеком со слишком тяжелым коррупционным прошлым. Данных по делу Лазаренко более чем достаточно. И потом, я думаю, что в последнее время Тимошенко стали подозревать в чрезмерно пророссийской оринтации. С нашей точки, зрения все оранжевые одинаковые, но это ведь не так. Совершенно очевидно, что Тимошенко и Порошенко боролись еще и за роль модератора российско-украинских отношений. Теперь команда, я думаю, будет скорее всего более прозападной. Но умеренно прозападной.
Что касается возможности Тимошенко победить на выборах, я хочу напомнить, что на Украине короче дистанция между политиком и бизнесом. Практически каждому месту в украинской Раде соответствует определенный бизнес-пакет. Привязанный не к месту, а к человеку. И сражаются в значительной мере эти пакеты. Я думаю, что поэтому так легко перекупаются депутаты. Не обязательно в прямом смысле слова – они не бедные люди, но просто они рискуют. Бизнес все-таки дороже. Я думаю, что есть рычаги воздействия.
Будет сильное применение административного ресурса, это ясно из того, как строится партия «Наша Украина», и этот ресурс отлажен во времена прежних администраций. Во всяком случае рассчитывать на это Ющенко сейчас может.
Кстати, я не считаю, что у Ющенко просчитаны все ходы на будущее. Он, скорее всего, в какой-то степени импровизировал. Но он, надо сказать, удачно импровизировал, потому что даже через два месяца риск был бы значительно больше. Потому что сейчас он застал все виды оппозиции врасплох. Голубая оппозиция ненавидит оппозицию оранжевую и не сможет сейчас с ней договориться. Ни объединиться не сможет, ни организовать атаку на власть. Поэтому я думаю, что он выйдет победителем из этой операции. Не будем забывать очень важной для него и опасной проблемы с конституционной реформой, которая его очень заботит. И я думаю, что теперь все-таки будет предпринята попытка через обострение ситуации каким-то образом похоронить реформу. Хотя это будет очень сложно. Но даже если это будет не так, теперь у премьера, который по реформе получает большие полномочия не будет ни амбиций, ни возможностей Тимошенко. В этом смысле киевский Белый дом превентивно разбит.
Победа же Тимошенко с возможностью дальнейшего премьерства в принципе возможна, но требует очень виртуозной игры. Ющенко сделал еще одну вещь. Он перехватил популистский ресурс. Он выступил, как борец с коррупцией. Это прямая адресация и вовсе не только Порошенко, но и Тимошенко. То есть он выступил как глава украинцев, недовольных изменой оранжевому идеалу. Он теперь выступает в этой роли, а не Тимошенко. А Тимошенко, даже если она попытается в эту роль войти, она будет второй. Поэтому у него хорошие шансы на выигрыш, во всяком случае в этом раунде.
Кость Бондаренко, директор украинского Института национальной стратегии
Можно сказать, что практически коалиция «Сила народа» распалась и ушла в прошлое, сейчас происходит переформатирование власти. Ее центральной фигурой будет теперь президент, и президент берет всю власть на ручное управление. На майдане на годовщину они вместе уже стоять не будут, они могут стоять по разные стороны баррикад.
Фактически единая политическая команда давно перестала существовать. Образовалось два политических лагеря, которые боролись за приватизацию бренда Ющенко, особенно накануне парламентских выборов. Президент поступил так, как должен был поступить любой политический деятель его ранга. Он отправил в отставку людей из обоих лагерей. Таким образом, он усилил свою президентскую вертикаль власти.
С другой стороны, раскрутка бренда Тимошенко уже началась. Этому свидетельствует ее сближение с одной стороны с Игорем Коломуйским, как с представителем бизнес кругов Украины, с другой стороны – с Борисом Березовским.
Что касается Зинченко, то Александр Алексеевич повторил ошибку, которую совершил Тарас Чорновил. Тарас Вячеславович в прошлом году имел все шансы превратиться в общеукраинского лидера первой величины, ушел на вторые роли, возглавив штаб Виктора Януковича. Он мог отойти в сторону, переждать эту ситуацию и сейчас выйти на первые роли в государстве. Зинченко сейчас совершает ту же ошибку. Он вплоть до парламентских выборов хочет отсидеться в стороне, а потом явиться в роли морального начала в украинской политике. Однако мне кажется, что он сейчас будет играть по партитуре, написанной лидером одной из противоборствующих команд.
Тарас Чорновил, депутат Верховной рады от фракции «Регионы Украины»
Отставки, которые сейчас произошли, были абсолютно прогнозируемые. Но никто не думал, что они пройдут настолько скандальным способом именно сейчас. Все планировали тянуть время где-то до октября, но обрыв произошел вследствие действительно глубочайшего кризиса власти и полного развала властной команды. Ющенко уже как марионетка не смог руководить ситуацией и взять ее под контроль. Ситуация шла вне его воли.
Отставки Порошенко и Третьякова – весьма одиозных людей в окружении президента, кумовьев – это копия того, что Кучма сделал со своим министром Кравченко, ныне покойным. После кассетного скандала против него были серьезные обвинения в политических убийствах. Тогда его тоже отправили в отставку, чтобы он мог отсидеться где-то в глубинке, чтобы потом спокойно поднять на соответствующее место. То же самое происходит с этой группой. Они не потеряли контроля над ситуацией в стране. Ющенко так и не признал того, что на Украине существует кризис, что эти люди действительно обоснованно обвиняются в коррупции и он, по сути, постарался закрыть глаза на тот кризис, который есть. Этими отставками он не решил проблемы, она просто загоняется вовнутрь. Плюс он создал себе дополнительную, пусть и не очень правильную, но очень эффективную в действиях и напористую оппозицию.
Что касается Тимошенко, то она давно уже планировала создание своей политической силы, которая смогла бы стать такой условной, квазиоппозциией. Поскольку реально она несет колоссальную долю ответственности за все то, что произошло в стране, за попытку сыграть на беспамятстве людей, на том, что у украинцев любимый инструмент – это грабли, на которые они регулярно наступают. Как бы то ни было, она планировала именно такой исход. Просто для ее группы именно сегодня это оказалось абсолютно неожиданно, не рассчитывали они, что все произойдет настолько мгновенно, в самые короткие сроки.
Это по сути довольно запланированное бегство с «Титаника» команды, которая успела подготовить лодку. И с этой лодки они очень скоро начнут серьезно обстреливать этот «Титаник», чтобы он быстрее пошел ко дну.
Однако с этой группой мы никогда не будем командой. Есть какие-то идеологические моменты на выборах, мы не можем от них отойти. Группа, которая работает исключительно из-за бизнес-интересов, мы с ней работать не будем, разве что тактические шаги. Например, договоренности по избирательным комиссиям, по контролю на выборами, возможно иногда определенное голосование в Верховной раде, но о блокировке не будет идти речи в принципе. Мы будем добиваться, чтобы она стала ответственной за то, что она сотворила с государством. В случае, если Тимошенко буде пытаться создать коалицию, которая выдвинет ее премьером, мы будем безусловно против. Голосовать за правительство, которое может полностью, до конца может разрушить Украину, — в принципе, это не логично.