«Цены почти достигли такого же уровня, ситуация все еще остается очень напряженной», — отмечает главный экономист организации Жан Филипп Коти.
Эксперт добавил, что на рынке совсем нет «уверенности в будущем».
«Нынешний подъем цен не столь уж и велик. Но мы не можем предсказать, что будет дальше. Это беспокоит участников рынка», — признал Коти.
С тех пор как Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала в мае свой прогноз мирового экономического роста на 2005 год, цены на нефть выросли более чем на 15%, и достигли рекордных высот, перейдя через рубеж в $70 за баррель.
Эксперты ОЭСР полагают, что способность мировой экономики адекватно отреагировать на нефтяной шок во многом зависит от Америки. Динамично развивающиеся региональные экономики, к примеру, США, смогут оправиться от влияния высоких цен на нефть «без особого ущерба». А слабые экономические системы, к которым Коти без сомнений относит Европу, существенно от него пострадают.
«Европа в этом смысле намного более уязвима», — сказал представитель ОЭСР.
В связи с повышением цен на нефть, Организация экономического сотрудничества и развития снизила свой прогноз экономического роста для Германии с 1,2% до 1%, а для Великобритании с 2,4% до 1,9%.
При этом общий рост экономики «еврозоны» прогнозируется не 1,2% как предполагалось ранее, а выше — 1,3%. По мнению аналитиков, это означает, что рост произойдет за счет восточноевропейских стран, в которых ниже стоимость рабочей силы и меньше социальная нагрузка на бюджет.
Прогноз роста для США ОЭСР оставила неизменным — 3,6%. Но этот прогноз был сделан до того, как стало известно о последствиях урагана «Катрина». Сейчас большая часть аналитиков прогнозирует рост экономики США примерно на 3%.
По мнению Коти, в еврозоне остается острая необходимость в реформах, таких, какие были проведены в США, Канаде и Австралии 15 лет назад.
«Экономическая политика этих стран не так строга к налогоплательщикам, как в «еврозоне», но она позволила им пережить спад последних пяти лет. Поэтому я считаю необходимым проведение в Европе такой же политики», — отметил официальный представитель ОЭСР.
Заместитель директора Независимого энергетического института Сергей Ежов считает, что экономические системы Европы и США изначально различны, и такие меры, как в США, Европа принять не может. «В первую очередь разница в том, что у США есть свои энергоресурсы, а у Европы нет, и тут они ничего не могут поделать. Европейцы занимаются этим вопросом, проводят политику энергосбережения, вводят высокие налоги на топливо, находят альтернативные виды энергии. А в США половина нефти добывается внутри страны, а вторую половину добывают их же нефтяные компании», — говорит эксперт.
Аналитик ИК «Интерфинтрейд» Ариф Зейналов также считает, что Европа не может принять такие же меры, как в США. Но полагает, что в них нет необходимости. «Различие между подходами к цене на нефть объясняется различием между англо-саксонской и континентальной моделями экономики, — говорит эксперт. — У США система ценностей другая, их экономика более рыночно ориентирована. Для Европы характерна забота не только об увеличении темпов роста, их экономика более социально ориентирована».
«Таким образом, — говорит Зейналов, — получается, что ОЭСР считает, что для улучшения макроэкономической ситуации Европе нужно перейти на англосаксонскую систему, видимо, в этом и заключаются структурные реформы. Но результаты референдума по «еврозоне» подтверждают, что европейцам нравится их модель, гарантирующая им социальную защищенность, а не такая, как в США».
Аналитик, напротив, считает, что такая экономическая политика, как в США, пагубна для Европы. В последнее время правительство США, следуя курсу на увеличение темпов роста, отказывается от социальных расходов, что ведет к дифференциации населения по доходам.