Передача акций Turkcell «Альфе» не приведет к изменению структуры управления сотового оператора Turkcell, поэтому «регулятор считает возможным удовлетворить просьбу российской стороны об освобождении ее от необходимости делать оферту о выкупе акций всех миноритарных акционеров Turkcell в рамках сделки с Cukurova Group», говорится в официальном сообщении Совета по рынкам капитала Турции.
«Альфа-групп» подписала с Cukurova Group, крупнейшим акционером Turkcell, соглашение на $3,3 млрд в конце июня. Согласно этому документу, «Альфа-групп» предоставляет Cukurova Group заем на 6 лет в размере $1,707 млрд и выкупает конвертируемые облигации на сумму $1,593 млрд со сроком погашения в 2011 году.
Через 18 месяцев «за исключением определенных обстоятельств» «Альфа» может обменять эти облигации на 13,22% акций Turkcell. Схема не предполагает, что «Альфа» сразу войдет в состав акционеров оператора.
Одно из таких обстоятельств — обязанность покупателя более 10% акций компании, торгующейся на бирже, предложить миноритариям выкупить их доли. «Альфа-групп» обратилась в августе в Совет по рынкам капитала Турции с просьбой освободить ее от этого требования турецкого законодательства. Представители «Альфы» утверждают, что соглашение с Cukurova не предполагает изменения структуры собственности Turkcell: две финансовые группы будут представлены в качестве единого акционера в органах управления сотовой компании.
«Мы категорически не согласны с этой позицией, потому что сделка между «Альфой» и Cukurova неминуемо приведет к появлению третьего крупного акционера, — заявил «Газете.Ru» вице-президент Teliasonera Майкл Конгстад.
— Турецкий регулятор пока что только выразил намерение сделать исключение для российской компании. Но окончательно решение будет принято, когда «Альфа» и Cukurova представят всю полную информацию о заключенной сделке».
Teliasonera всеми способами пытается помешать завершению этой сделки, потому что «Альфа» фактически у нее из-под носа увела акции Turkcell. Дело в том, что Cukurova еще в марте согласилась продать скандинавской компании 27% акций Turkcell, чтобы та увеличила свою долю до контрольной (64%). Но соглашение с «Альфой» полностью нарушило планы Teliasonera, и она оспаривает его в двух арбитражных судах — Женевы и Вены.
Эксперты не сомневаются, что в итоге турецкий регулятор примет позицию «Альфы», потому что она намеренно заключила слишком путаное соглашение, обезопасив себя от возможных претензий Teliasonera.
«Обычно все покупатели пытаются как-то избежать принудительного выкупа акций миноритарных акционеров. Например, договариваются с основными владельцами об изменении устава компании, в которой они получают долю. Но вряд ли Teleiasonera согласилась бы на такое изменение, — говорит Елена Баженова, аналитик инвестиционной компании «Атон». —
Достаточно странно, что в решение этого вопроса оказалось вовлеченным турецкое правительство. Возможно, на него повлияла встреча президента Владимира Путина с премьером Турции Реджепом Эрдоганом».
Руководители двух стран встречались в конце июля. «Мы очень надеемся на то, что турецкое правительство, его руководитель сделают все, чтобы продвигать российский капитал в свою страну», — заявил тогда российский президент.
«Это тактическая победа «Альфы», которая снимает один из рисков турецкой сделки», — отмечает Владимир Постоловский, старший аналитик Brunswick UBS. По его словам, если бы регулятор не согласился с доводами «Альфы» и Cukurova, то российской компании пришлось привлекать значительные средства. Рыночная капитализация Turkcell равняется $10,372 млрд, поэтому доля миноритариев (22,5%) обошлась бы ей более чем в $2 млрд.