Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Брэнд — это победа

Конкуренция мифов на выставке «Живопись Трехпрудного», представившей арт-продукцию знаменитого сквота.

Искусство живет слухами, мифами и преданиями. Кому была бы интересна «Джоконда», к примеру, если бы не волнующий бэкграунд? Давно подмечено: зритель чаще всего потребляет не сами произведения, а сопутствующие им легенды, без которых почти невозможно определить свое отношение к увиденному. Всякому простодушию типа «а мне не нравится» противостоят убийственные контекстные доводы: «Да вы что?! Это же та самая вещь того самого художника, который как раз и прославился тем, что…».

Конкуренция мифов — одна из самых напряженных в искусстве: здесь борются за право называться «тем самым художником».

Нередко соревнование носит командный характер, и в случае успеха награды достаются всем, включая запасных и травмированных.

Нынешнюю выставку «Живопись Трехпрудного» на «Арт-Стрелке» можно рассматривать в качестве одного из этапов этого марафона. Этап крайне важный: изустная легенда о сквоте начала 1990-х должна перейти в разряд документально подтвержденных, с перечнем участников и реальными экспонатами. Отсюда уже и до брэнда недалеко, а брэнд — это почти победа. Как маркируют сейчас отдельных шестидесятников словом «лианозовец», которое служит одновременно фирменной наклейкой, ценником и гарантийным талоном, так и представителей другого поколения в скором времени начнут величать «трехпрудниками». Собственно, уже величают, но пока в узком кругу. Дело за общественным признанием.

Речь о молодых некогда художниках, в основном «понаехавших» в Москву с Украины или с юга России.

В смутные постперестроечные времена они самовольно заселили мансарду брошенного дома в Трехпрудном переулке и около двух лет упражнялись в акционизме, не только развлекая тусовку, но и прокладывая, как быстро выяснилось, исторически значимые магистрали. Впрочем, за двенадцать лет, прошедшие с момента ликвидации этого очага культуры, карьеры его устроителей сложились по-разному. Одни, как Илья Китуп или Павел Аксенов, надолго пропали из поля зрения. Другие — прежде всего, Валерий Кошляков и Владимир Дубосарский, давно выступающий в тандеме с Сергеем Виноградовым, — явственно преуспели, заняв первые строчки рейтингов. Имеется среди «трехпрудников» и мученик, скандально-опальный Авдей Тер-Оганьян, именно отсюда шагнувший к своей голгофе, уж извините за двусмысленное сравнение.

Словом, набор персонажей вполне годится для полноценного мифа. Пора его оформлять и канонизировать.

Выставка как раз и преподносит явление в виде драгоценных обломков былого великолепия. Это и пиаровски грамотно, и кураторски технологично. Собрать полный свод тогдашних опусов едва ли кому по силам, тем более что многие из них носили эфемерный характер или просто являлись частью акции — как, например, картины, изначально приговоренные к расстрелу из духового ружья. Требовать от ветеранов, чтобы те реконструировали атмосферу своей юности, выделывая какие-нибудь фокусы из прежнего арсенала, было бы негуманно. Подвергать риску немногие сохранившиеся произведения — и вовсе опрометчиво. Поэтому экспонаты чинно развешаны по стенам, а воскрешать их непростую судьбу следует силой воображения — будто ходишь, к примеру, среди сокровищ из клада Приама и мысленно рисуешь перед собой поединок Ахилла с Гектором. Эпос из Трехпрудного для этого слишком свеж, конечно, но русло выбрано верное.

Сказать, чтобы у героев выставки просматривалась какая-то единая программа, невозможно, но перекличек достаточно. Взять хотя бы доведение до абсурда советской эстетики детского иллюстрирования. С этого еще Илья Кабаков начинал дорогу к славе, но у «трехпрудников» собственный подход: они не столько нагружают пупсов и деревянных лошадок какими-то взрослыми смыслами, сколько демонстрируют запрятанную в них психическую девиацию.

Заново расцветает модная в те годы шизоидность: мол, ничего такого сказать не хочу, просто в голове отчего-то замыкает — вот и получается то, что получается.

Выделяются на этом фоне громадные кошляковские панно на гофрокартоне — здесь, скорее, пышное барочное увядание европейской культуры, чем концептуальная шиза, — да еще, как ни странно, композиции того самого Авдея Тер-Оганьяна, который не всегда специализировался на рубке икон, а был одно время довольно тонким аналитиком живописных штампов. Ну а на десерт — подлинный раритет: акварельная живопись на сахаре-рафинаде, сотворенная в легендарные времена Инной и Дмитрием Топольскими (их мини-ретроспективу, соотносимую с мифом о Трехпрудном переулке, показывает галерея Лизы Плавинской). Красиво и трогательно, хотя несколько в стороне от тех самых исторических магистралей, с которыми теперь трудно будет не считаться. Миф созрел — пожалуйте приобщаться.

«Живопись Трехпрудного». В галерее «АРТСтрелка projects» и галерее James (Берсеневская наб., д. 4, стр. 5) до конца сентября.

Новости и материалы
Уехавший из РФ экс-худрук Большого театра стал артистом Национального балета Нидерландов
Стал известен ущерб по поставкам «Калашникову» бракованных деталей
В Палестине отреагировали на выдачу ордера МУС на арест Нетаньяху
Швейцария пообещала арестовать Нетаньяху, если он посетит страну
Из-за голубиного помета 200 машин оказались заблокированными на парковке в Германии
В Госдуме осудили Гуфа за выход из рехаба ради концерта
В МВФ считают, что рано говорить о пересмотре поддержки Украины при Трампе
Стал известен новый клуб хоккеиста, которого хотели подарить
Маск заявил, что «мигранты-преступники» голосуют за демократов
Премьера Британии уличили в непонимании того, что происходит на Украине
Иностранец проследил за девочками и надругался над ними в лифте дома в Москве
Женщина натравила питбуля на воров, пытавшихся ограбить ее семью
45-летняя Кортни Кардашьян показала фигуру в «голом» топе и стрингах
В минфине США сообщили о разрешении транзакций для дипмиссий РФ с участием Газпромбанка
Time разместил на обложке фото Илона Маска
Постпред РФ в Вене призвал МАГАТЭ отреагировать на заявления Украины по ЯО
Нидерланды пообещали арестовать Нетаньяху по запросу МУС, если он приедет
Российский посол заявил, что РФ не нужен посредник по Украине
Все новости