«Мы сокращаем перевалку нефти, но постепенно увеличиваем перевалку нефтепродуктов, таких как дизельное топливо и вакуумный газойль. Все делается в рамках стратегии, которая заложена в развитие порта в Высоцке», — заявил «Газете.Ru» Сергей Ненашев, пресс-секретарь компании «ЛУКойл-Северо-Западнефтепродукт».
За 7 месяцев 2005 года компания экспортировала через терминал в Высоцке 3,498 млн . тонн нефти и нефтепродуктов. В частности, в июле «ЛУКойл» перевез через терминал 664,79 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов, в том числе 343,387 тыс. тонн дизельного топлива, 195,337 тыс. тонн вакуумного газойля и 126,068 тыс. тонн нефти.
По словам представителя «ЛУКойла», концерн начнет сокращение экспорта сырой нефти через Высоцк с сентября, а затем полностью откажется от перевалки нефти в порту.
«У нас есть собственный терминал в Приморске, который спроектирован как раз для перевалки нефти и уже достроен. Через него будет переваливаться большая часть нефти, которая раньше экспортировалась через Высоцк», — рассказал представитель московского офиса «ЛУКойла».
Как пояснил «Газете.Ru» руководитель аналитического отдела Financial British Станислав Клещев, «ЛУКойл» пошел на сокращение перекачки сырой нефти через Высоцк потому, что компания давно уже имеет намерения существенно расширить мощности терминала Варандей, работающего на Тимано-Печерскую газоносную провинцию. На этот терминал и будут перенаправлены потоки сырой нефти «ЛУКойла». В этой ситуации порт Высоцк мог остаться недозагруженным.
«Сейчас экономическая ситуация в России такова, что компании не очень выгодно экспортировать нефтепродукты. Ведь ее руководитель Вагит Алексперов взял на себя обязательства по сдерживанию цен на бензин в России, и поэтому «ЛУКойл» продает бензин в основном на территории страны», — говорит аналитик.
Между тем, порт Высоцк должен быть загружен, поэтому он будет оказывать услуги по перевалке нефти другим российским нефтяным компаниям. «Нам экономически выгодно, чтобы другие компании, если они обладают техническими возможностями, приходили и использовали Высоцк для перевалки своей нефти. Дело в том, что сейчас значительно ограничена подвозка полезных ископаемых к терминалу. Железная дорога позволяет ежемесячно подвозить только 7 тыс. тонн топлива, поэтому приходится использовать маломерные суда. Мы занимаемся реструктуризацией железнодорожного сообщения», — сообщил Ненашев. По его словам, в июле 2005 года «ЛУКойл» экспортировал через Высоцк 126 тыс. тонн нефти, а в сентябре планируется лишь 25-40 тыс тонн нефти.
Экспортировать сырую нефть через терминал в Высоцке намерена корпорация ТНК-ВР.
«Пока это одноразовый пилотный проект, — заявил «Газете.Ru» представитель THK-BP, пожелавший сохранить анонимность. — Мы хотим посмотреть, насколько эффективным будет экспорт нефти через порт в Высоцке. Если это окажется выгодным для нас, то мы начнем серьезные переговоры с «ЛУКойлом» о долгосрочном сотрудничестве». Он отказался назвать сумму, которую «ЛУКойл» получит за допуск ТНК-ВР на свой порт, отметив лишь, что эти расходы «входят в транспортные расходы THK-BP».
По оценке Клещева, ТНК-ВР выгодно сотрудничество с «ЛУКойлом» в Высоцке. «У компании есть обязательства по экспорту нефти в Cеверную Европу. Помимо ТНК-ВР, через Высоцк экспортировать нефть было бы удобно и «Сургутнефтегазу», отмечает эксперт.