В судебном разбирательстве интересы MENATEP будет отстаивать дочернее предприятие инвестиционной группы Moravel Investments Ltd. Ранее компания Moravel предоставляла ЮКОСу кредиты.
«Теперь мы имеем к ЮКОСу претензии как кредиторы. И мы действуем не как акционеры, а как кредиторы», — рассказал агентству Reuters адвокат Moravel Аллард Хьюзинг.
Представители ЮКОСа и группы MENATEP не были доступны для комментариев.
Moravel подала иск против ЮКОСа совместно с синдикатом, состоящим из более чем десяти западных банков во главе с Societe Generale, Deutsche Bank AG, Citigroup и ING NV. «У нас такая же позиция, как и у банков. Мы все имеем претензии к ЮКОСу», — пояснил позицию группы MENATEP Хьюзинг.
Как ранее сообщала «Газета.Ru», консорциум из десяти западных банков подал иск в суд Амстердама с требованием проверить законность перевода акций дочерних компаний ЮКОСа из Yukos Finance B.V., управляющей зарубежными активами ЮКОСа, на баланс еще одной структуры российского концерна – Stichting Administratiekantoor.
В частности, речь идет об акциях литовского нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu Nafta и нефтепровода в Словакии (оператор проекта – СП Transpetrol). Общую стоимость этой собственности банки оценивают в $1 млрд и требуют продать для погашения ранее выданных кредитов.
Как ожидается, суд вынесет решение по иску 29 сентября.
ЮКОС перевел акции дочерних компаний в голландскую фирму для того, чтобы российские власти не смогли их арестовать в счет налоговой задолженности ЮКОСа. Представители ЮКОСа, в свою очередь, заявляли, что компания таким образом защищает интересы кредиторов.
«Вероятно, MENATEP подала этот иск для того, чтобы получить хоть что-то, на тот случай, если у ЮКОСа начнут отнимать оставшиеся активы, — считает аналитик компании AVK Михаил Бакулев. — Такого развития событий нельзя исключать, с учетом того, что на предприятия ЮКОСа претендует «Роснефть». Сейчас MENATEP уверена в том, что ЮКОС останется без основных активов. Подачу иска в суд Амстердама не стоит расценивать как признак ухудшения отношений между топ-менеджментом и акционерами компании. Просто MENATEP намерена вернуть часть своих денег».
С этим мнением согласен аналитик компании FIM Securities Лев Сныков: «Для MENATEP обращение в суд — это единственный способ получить какие-то деньги. Сейчас группа не контролирует финансовые потоки ЮКОСа. Счета компании арестованы, а выручка идет на погашение налоговой задолженности». По подсчетам Сныкова, финансовые потери MENATEP за время преследования ЮКОСа российскими властями составили порядка $30 млрд.
Эксперт отмечает, что реализации планов MENATEP и западных кредиторов в отношении доли в капитале Mazeikiu Nafta может помешать обращение российского Минюста к властям Литвы с требованием арестовать принадлежащий ЮКОСу пакет акций:
«Литва, вероятно, пойдет на уступки в этом вопросе. Политический интерес России может преобладать над экономическим интересом Литвы. Если будет так, то Mazeikiu Nafta отдадут какой-нибудь российской компании, например «ЛУКойлу». А деньги от продажи актива ЮКОСа пойдут в бюджет России».
Между тем председатель президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин уверен, что Литва не окажет добровольного содействия российскому министерству. «С Литвой нет соответствующих межгосударственных соглашений. Есть вероятность, что Литва разменяет ЮКОС на какую-либо компенсацию. То есть потребует для себя уступок со стороны России. Но это не юриспруденция, а политика».
По мнению юриста, у иска группы MENATEP очень хорошие перспективы.
«Это суд одного кармана с другим. Судятся родственные компании. ЮКОС может признать справедливость этого иска или пойти на мировую. По сути, компания судится сама с собой. MENATEP воспользовалась тем, что у ЮКОСа еще не все забрали».