Главным конкурентам на мировом рынке гражданских самолетов — французской авиакомпании Airbus и американскому концерну Boeing – на авиасалоне МАКС в Жуковском предоставили возможность провести пресс-конференции в один и тот же день. Компании, хоть и по-разному оценивают перспективы роста российского рынка авиаперевозок, но одинаково надеются упрочить на нем свои позиции.
По подсчетам французской авиакомпании Airbus, представившей свою программу на час раньше американского Boeing, в ближайшие 20 лет России понадобится около 620 гражданских самолетов вместительностью более 100 кресел. При этом рост пассажирских авиаперевозок за период 2002–2030 годов в мире составит 101%, а грузовых перевозок — 140%.
Россия, по мнению экспертов Airbus, будет опережать общемировой показатель
роста перевозок — ежегодно авиаперевозки в России будут расти на 6%, а мире
только на 5,2%.
Аналитиков Airbus интересует прежде всего рост авиаперевозок на самых крупных самолетах. Основный планы французов в России связаны как раз с продажами последнего лайнера А380 – это самый большой на сегодняшний день пассажирский авиалайнер в мире (555 мест).
Пока Airbus на российском рынке сильно уступает своему главному конкуренту: самолеты французской компании сейчас есть только у «Аэрофлота» и «Сибири» — в общей сложности 23 штуки, в то время как самолеты Boeing пользуются гораздо большим спросом у российским авиаперевозчиков – на сегодня парк американских самолетов в России достиг 144 единиц.
Но Airbus настроен оптимистично. «Оборот кооперации с Россией планируется в течение ближайших 10 лет на уровне 30 млрд рублей, или $1 млрд, — заявил Кристиан
Шерер, старший вице-президент компании по коммерческим вопросам.
Прогнозы по развитию рынка России и стран СНГ у американской компании
сильно отличаются от подсчетов Airbus.
По оценкам Boeing, авиакомпаниям России и СНГ потребуется 1343 гражданских
самолетов — из них 521 региональный.
Столь существенная разница в прогнозах двух компаний, поясняет вице-президент по продажам гражданских самолетов в России и странах СНГ компании Boeing Крейг Джонс, связана с разными точками отсчета: Boeing рассчитывает число самолетов, которые понадобятся с 2005-го по 2024 год, а Airbus — с 2003-го по 2023 год.
Джонс с одобрением отозвался о деятельности ОАО «Сухой», которое активно разрабатывает модель регионального самолета RRJ. Bоeing консультирует российский концерн в данном проекте.
Но главное различие даже не в количественных оценках потребностей российских перевозчиков, данных двумя мировыми производителями гражданских самолетов, а в видении перспективы роста российского рынка: если в Airbus считают, что рост перевозок в России будет опережать общемировой, то в Boeing — наоборот.
В год пассажирские авиаперевозки в России будут расти, по мнению специалистов Boeing, на 3,6%, а грузовые на 4,6%. По миру, особенно в области пассажирских пеервозок, этот показатель существенно выше — 4,8% и 6,2%.
«Сейчас рост в России существенно опережает указанную цифру. В 2004 году рост составил порядка 14–16%, но уже в 2005 году ожидатся снижение роста. Таким образом, за 20 лет Россия выйдет на цифру, указанную нами», — прокомментировал статистику Крейг Джонс.
По мнению обеих компаний, бесспорен тот факт, что российский рынок представляет огромные возможности для роста авиаперевозок.
«Развитие парка гражданских самолетов в России и странах СНГ входит в фазу
динамического роста. Практически все эксплуатируемые в настоящее время
самолеты должны быть списаны до 2024 года», — заявляют представители Boeing.
При этом российские производители не собираются уступать рынок западным конкурентам. Олег Алашеев, заместитель генерального конструктора ОАО «Туполев», считает, что отечественные самолеты не уступают западным по качеству. «При близких технических характеристиках цена меньше — вот и вся конкуренция», — заявил Олег Алашеев.