В течение пяти последних лет Дмитрий Гутов не слишком, как он сам говорит, заинтересованно созерцал короткие юбки девушек, подымающихся по эскалатору, игру мальчика в футбольный мяч и переход пешеходами проезжей части. Увиденное он по большей части незаметно снимал на камеру и сопровождал затем какой-нибудь хорошей музыкой типа Бетховена или «Пинк Флойд». В результате получилось штук семь короткометражных фильмов о жизни. Пять из них и составили данную видеопрограмму.
На самом деле верить Гутову, как и любому современному художнику, следует с некоторой долей осторожности.
Московский зритель уже привык к тому, что вот уже лет десять отечественные авторы постоянно стараются его на что-либо спровоцировать. Включить, к примеру, миксер, где плавает золотая рыбка. Поучаствовать в убийстве живой свиньи, завезенной с этими целями в одну из центральных московских галерей. Пнуть ногой табуретку, на которой стоит человек с петлей на шее.
С Дмитрием Гутовым, который, в отличие от своих коллег, в особенно кровожадных проектах замечен вроде бы не был, дело обстоит гораздо сложнее.
Так, единственной более или менее внятной провокацией стала масштабная инсталляция в галерее «Риджина». Художник заполнил выставочный зал несколькими тоннами грязи, а для осмотра экспозиции предложил перемещаться по намеренно неустойчивым деревянным доскам. В других своих проектах Гутов апеллировал в основном к простым человеческим эмоциям: любви, ненависти, ностальгии, состраданию. К примеру, однажды он сделал чрезвычайно грустное видео о слепых певцах, исполняющих в подземных переходах песни о зрении. А в другой раз в небе над пионерским лагерем имени космонавта Гагарина повесил облако из тысячи воланчиков для игры в бадминтон. Но это-то и подозрительно.
При всем своем человеколюбии и симпатии к понятным формам искусства — главной для него остается все-таки живопись — кабинетный интеллектуал и философ Гутов считается одним из самых радикальных современных художников. В 1994 году он совместно с Константином Бохоровым основал Институт имени известного советского искусствоведа и эстетолога Михаила Лифшица.
Основной тезис Лифшица звучал примерно так: все современное западное искусство — г…
И вот уже много лет Дмитрий Гутов пропагандирует, причем довольно оригинальным способом, теории Лифшица, а заодно и Маркса — одного из своих любимых философов.
Обычно мероприятие в институте — будь то лекция или празднование дня рождения Лифшица — проходит так. В одной комнате собираются несколько человек. На столе обретается большое количество красного вина, сыр, зелень и лаваш. Гутов зачитывает какой-либо фрагмент из сочинений Лифшица. Далее следует дискуссия, причем вопросы и ответы происходят в форме речитативов, а то и арий из тут же придуманных собеседниками опер. К слову сказать, в «Эксцесс незаинтересованного созерцания» почему-то не вошел один из самых известных фильмов Гутова — «Революционная опера», где имеет место как раз такая беседа. Мероприятия, на первый взгляд, безобидные («У нас все очень весело», — признается Гутов) однако, по большому счету, все это на фоне современной арт-ситуации выглядит не менее эксцентрично, чем скандальные выходки и раздевание Бренера и Кулика на заре 90-х.
Вот и с нынешней видеопрограммой не все так просто.
«Случаются такие моменты в жизни, — рассказывает автор, — когда ничего не остается, как наблюдать за происходящим вокруг без какой-либо практической цели».
Вместе с тем беззаботную игру мальчика с футбольным мячом (фильм «Eroica») Гутов снабжает скорбными звуками Траурного марша из Третьей симфонии Бетховена. А невинная, на первый взгляд, «Демонстрация», где в съемках принимали участие члены радикальной арт-группировки «Радек», вообще выглядит как политический жест. Художники незаметно присоединялись к толпе пешеходов, ожидающих зеленый свет. И, когда он наконец загорался, доставали транспаранты с анархистскими надписями и в таком виде следовали через улицу.
По мнению созерцающих все это дело милиционеров, практическая цель здесь все же имелась. И даже понятно, какая.
Кинотеатр «Фитиль», программа клуба «Сине Фантом», «Эксцесс незаинтересованного созерцания», 10 августа, 20.00.