Реакция московского мэра на изменения в федеральном бюджете поражает быстротой: ведь о том, что правительство решило увеличить доходную и расходную части бюджета на 598 млрд и 322 млрд рублей соответственно, стало известно только накануне, но уже сегодня Лужков потребовал от своего правительства не опоздать к раздаче нефтяных денег. Положение об инвестиционном фонде, на деньги которого рассчитывает Лужков, еще будет дорабатываться — критерии отбора проектов, как признают сами разработчики положения из Минэкономразвития, слишком размыты, но для столичного мэра и тех критериев, о которых кабинету Фрадкова удалось договориться на сегодня, достаточно.
На заседании московского правительства во вторник Юрий Лужков
выразил «большое удовлетворение тем, что в федеральном бюджете появилась статья на целевые инвестиции в объеме 70 млрд рублей для крупных объектов в объеме не ниже 5 млрд рублей» и поручил правительству в обязательном порядке «приступить к разработке таких предложений».
В качестве примера он привел проекты по «Сити-2», Олимпийской деревне, по ряду проектов в промышленности.
Московский мэр, несмотря на бытующее мнение, что Москва купается в деньгах, всерьез рассчитывает на федеральные вливания.
«Возможность получить от государства инвестиции появится в результате роста доходной части федерального бюджета на 2006 год», — убеждал членов правительства Москвы мэр города.
У московского правительства есть все шансы оказаться первым в списке: по свидетельству замдиректора департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Александра Устинова, пока запросов на средства фонда в виде конкретных инвестиционных проектов в Минэкономразвития не поступало. Как пояснили «Газете.Ru» в Минэкономразвития, Москва, как и все остальные регионы, может претендовать на деньги фонда, если представит соответствующие проекты. За этим, убеждены эксперты, дело не станет.
«Конечно, Москва – богатый регион. И нужда в деньгах инвестиционного фонда в других регионах, безусловно, больше. Но мой опыт работы по привлечению инвестиций в регионы свидетельствует о том, что они все хотят денег, но внятных проектов подготовить не могут. А Москва сможет представить ряд грамотно разработанных проектов, в которых будут четко показаны нужные расходы и ожидаемая прибыль. Я не думаю, что Москва окажется в числе обделенных», — заявил «Газете.Ru» директор аналитического управления компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Геннадий Стерник.
Советник председателя правления банка «Московский Капитал» Ирина Полякова признает, что Москва меньше других регионов испытывает недостаток в инвестициях.
«Около 60% инвестиций всей России сосредоточено в Москве», — отмечает Полякова. В то же время эксперт подчеркнула, что далеко не все проекты даже в Москве могут быть реализованы без господдержки. Согласно одобренной правительством концепции инвестфонда, деньги могут направляться только на проекты, реализующиеся на основе государственно-частного партнерства. Полякова считает, что бизнес готов делиться с государством прибылью при адекватном разделе рисков при реализации проекта. «Крупные проекты порой требуют значительных средств, и инвесторам проще заручиться государственной поддержкой», — сказала эксперт «Газете.Ru».
По замыслу правительства, на поддержку из инвестфонда могут рассчитывать только крупные инфраструктурные проекты. А как раз за них и не желает браться бизнес даже в богатой Москве. Частный бизнес не хочет вкладывать значительные средства в дороги и инженерные коммуникации. «Реализация долгоокупаемых инфраструктурных проектов — строительство дорог, гаражных комплексов, гостиниц, инженерных сооружений — до сих пор не прельщает крупный бизнес, — сказал «Газете.Ru» депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. — Поэтому именно на такие проекты целесообразно расходовать средства инвестиционного фонда».
Но на пути Лужкова к федеральным деньгам есть и еще одно препятствие, помимо относительной обеспеченности столицы частными деньгами и инвестициями. Это препятствие носит политический характер – частые и эмоциональные конфликты столичного мэра с федеральным правительством у всех на слуху.
Не успел утихнуть скандал с Минэкономразвития о статусе московских памятников культуры и их приватизации, а мэр Лужков на днях уже предпринял атаку на министра финансов Алексея Кудрина, обвинив его «в большевизме» за намерение перевести в федеральную собственность ряд административных зданий Москвы.
Но когда речь идет о деньгах – а прибыль, получаемую с проектов государственно-частного партнерства, планируется делить между бизнесом и государством адекватно вложениям каждой стороны в проект – представители власти быстро находят общий язык. «Московский регион позволяет возвращать вложенные средства в максимально сжатые сроки. МЭРТ и московские власти спокойно будут договариваться о том, куда инвестировать деньги, а потом совместно делить прибыль», — полагает Москвин-Тарханов.