Российский автономный спасатель «Приз» (батискаф АС-28) с семью членами экипажа самостоятельно поднялся на поверхность в 16.19 по местному времени. Предыдущие шесть часов дистанционно управляемый английский глубоководный аппарат «Скорпион», оснащенный необходимыми манипуляторами, освобождал российский батискаф от многочисленных шлангов, кабелей и тросов, которые удерживали его на 190-метровой глубине примерно с четверга (точное время возникновения чрезвычайной ситуации военные так и не обнародовали). После того как винты российского аппарата были освобождены от рыболовецких сетей и перерезан стальной трос, приковавший его к 60-тонному якорю одного из подводных объектов ТОФ, экипаж получил команду на аварийное всплытие. Подъем с почти 200-метровой глубины составил в итоге три минуты. Экипаж сам открыл люк батискафа, все подводники покинули аппарат без посторонней помощи.
Спустя несколько часов после того, как спасенные моряки оказались в военном госпитале в Петропавловске-Камчатском, Сергей Иванов рассказал журналистам некоторые подробности благополучно завершившейся операции.
«В течение шести часов беспилотный английский аппарат «Скорпион» работал почти на дне. Он был с момента прихода в район спасательной операции, сразу же, не теряя ни секунды, наведен нашими подводными аппаратами «Тайгер», обладающими видеосъемкой, точно на место нахождения «Приза», и приступил к работе», — сообщил министр. «За шесть часов он отрезал пять тросов, причем самый большой из них был трос от рыболовецкого трала, брошенный браконьерами. Кроме того, он перерезал много шлангов, кабелей», — рассказал Иванов.
По словам министра, самым напряженным для всех был момент, когда «все путы были устранены, а «Приз» еще не всплывал». Он отметил, что с экипажем поддерживалась постоянная связь и через нее была отдана команда продуть воздухом высокого давления носовую часть батискафа. «Около двух-трех минут «Приз» еще не двигался при внешнем отсутствии каких-либо дефектов. И вот через две-три минуты он оторвался и за три минуты поднялся на поверхность», — сказал Иванов.
«Там уже на баркасе ждали врачи, спасатели. Экипаж «Приза» сам открыл люк. Сказал, что ему не нужна медицинская помощь. Сам вышел на поверхность и был доставлен на госпитальное судно, где были проведены все первичные медицинские действия… Мы опасались прежде всего за две вещи. Это переохлаждение — потому что температура в последние двое с половиной суток была не выше 5 градусов на борту аппарата. И боялись уже легкого отравления углекислым газом. Но, к счастью, этого не произошло», — подчеркнул Иванов.
Министр поблагодарил экипаж за проявленное мужество и стойкость, а всех, кто принимал участие в спасательной операции, – за профессиональную и быструю работу. Однако благополучный исход операции, как дал понять Иванов, не означает, что по итогам этого ЧП не будет тщательно расследования.
«Все последние дни мы занимались только спасением. А разбор заплывов и погружений, конечно, будет проведен спокойно, но чуть позднее», — сообщил министр.
И скорее всего, речь в ходе разбора пойдет о том, что российский ВМФ опять оказался не готов к спасению своих моряков. Правда, наученные историей с «Курском», военачальники не стали рисковать жизнями подводников и своей карьерой и достаточно оперативно запросили иностранную помощь. «Решения о привлечении иностранных специалистов принимались на уровне главкомата ВМФ, который связывался со многими государствами, и многие государства звонили нам с предложением помочь», — отметил Иванов.
Решающей оказалась помощь британцев. Своими силами ВМФ, как сообщил Иванов, пытался справиться – старались освободить батискаф с помощью тралов, но результатов это не дало. Все, что удалось сделать, – переместить АС-28 примерно на 80-100 метров в сторону ближайшей отмели, но дальше движение стало невозможно. Была попытка поднять батискаф вместе с удерживающими его на дне сетями, тросами и 60-тонным якорем акустической антенны ТОФ, но и она не удалась: АС-28 был приподнят на 30 метров, после чего начал сильно крениться. Руководство операцией дало отбой и этой попытке, а других было решено не предпринимать и полностью положиться на работу британского «Скорпиона». Только он мог перерезать удерживавшие батискаф тросы (рассматривался также вариант их подрыва, но, судя по тому, что даже как запасной такой вариант так и не начал готовиться, он был признан неприемлемым).
С резкой тросов успешно и в заданное время справился «Скорпион». «Справились бы мы своими силами — это гипотетический вопрос», — туманно заявил Сергей Иванов.
Вскоре после успешного завершения спасательной операции министр обороны РФ позвонил своему британскому коллеге Джону Риду и поблагодарил его за помощь в спасении российского экипажа. О подробностях разговора двух министров РИА «Новости» сообщило в пресс-службе британского военного ведомства. В частности, Иванов сказал следующее: «Я хочу выразить мою глубочайшую благодарность и признательность. В течение шести часов команда спасателей работала без перерыва, чтобы спасти российский батискаф. Британцы пришли первыми и сыграли решающую роль, и мы это приветствуем. От имени семей семи спасенных моряков я направляю благодарность королевским ВМС». В свою очередь Джон Рид отметил, что британская сторона «была рада предоставить помощь». «Мы радуемся вместе с вами счастливому исходу», — добавил министр. Всего в спасательной операции принимали участие более 20 британцев, прилетевших на Камчатку. Это восемь специалистов по обслуживанию и управлении «Скопиона», полицейские и представители посольства Великобритании в России. После успешного завершения операции специалисты с аппаратом вылетят на родину, куда прибудут, как ожидается, 8 августа.
Говорил ли Иванов с американцами, неизвестно. Как следует из заявления, распространенного пресс-службой главного штаба тихоокеанского флота ВМС США в Перл-Харборе (штат Гавайи), в спасательной операции принимали участие трое водолазов ВМС США.
Они оказывали поддержку британской команде «Скорпиона». Кроме того, американский военный врач был одним из первых, кто осмотрел спасенных российских подводников. Трое водолазов и военврач прибыли на Камчатку в составе группы из 32 американских военно-морских спасателей, доставленных в субботу в Петропавловск-Камчатский военно-транспортным самолетом ВВС США с военно-морской базы «Норс айленд» под Сан-Диего. На этой базе располагается специальный отряд спасателей ВМС США для помощи потерпевшим аварию американским подводным лодкам.
И британцев, и американцев, и японцев поблагодарил за помощь командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров. Он выразил особую признательность за участие в спасательной операции специалистов Великобритании и США. А моряков ВМС Японии поблагодарил за то, что они делали все возможное для того, чтобы оказать помощь экипажу российского батискафа (японцы направили в район терпящего бедствие батискафа спасательные суда, но они не успевали подойти до того момента, когда у экипажа АС-28 должен был закончиться кислород).
Что касается батискафа, то он на одном из спасательных судов в ближайшее время будет доставлен на берег, где его обследуют специалисты. Очевидно, что комиссия по расследованию этого ЧП должна будет установить, в каком состоянии отправился в плавание батискаф, не было ли нарушений при подготовке его к плановому погружению, насколько грамотно действовал экипаж. После того как расследование завершится, АС-28 будет отправлен на ремонт и модернизацию.