По словам пресс-секретаря Минприроды Рината Гизатулина, проверка началась 1 июля и закончится через три недели. «Проверять будем без исключения всех недропользователей, работающих в этих округах», — сказал представитель министерства.
Проверка пройдет по вполне стандартным и заранее известным пунктам: соблюдение лицензионных соглашений, количество и состояние скважин, соответствие объемов работ документам Центральной комиссии по разработке месторождений.
«Кроме того, проверка коснется работы территориальных органов Роснедр, к которым есть вопросы и у прокуратуры», говорится в сообщении Минприроды.
«ХМАО и ЯНАО – регулярное место проведения проверок, ведь именно в этих округах работают крупнейшие недропользователи – «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Роснефть», — говорит Лев Сныков из FIM Securities. В этом смысле ничего выдающегося в проверке нет.
Но назвать ее обычной все-таки нельзя. Хотя бы потому, что в ней будет участвовать не только Минприроды, но и силовые ведомства – МВД и ФСБ. Представитель Минприроды пояснил «Газете.Ru», что «проверка проводится в рамках операции «Энергия», которая началась в конце прошлого года». От дальнейших комментариев представитель министерства отказался.
Пресс-секретарь Минприроды указал, что в ходе проверки будет проверяться и оборот геологической информации. «У нас есть данные, что в этих округах ведется незаконная торговля геологической информацией», — сказал он.
Лев Сныков предположил, каким образом идет торговля геологическими данными. «Если месторождение находится в нераспределенном фонде недр и выставляется на тендер, компании важно знать заранее, какими могут оказаться его запасы или сколько оно будет стоить. Этой информацией располагают чиновники, которые могут ей и приторговывать», — говорит эксперт.
«Государство вынуждает нас делиться с ним геологической информацией. А недобросовестные чиновники пользуются случаем, чтобы продать эту информацию нашим конкурентам», — говорит источник «Газеты.Ru» в одной из нефтяных компаний.
Результаты проверки, по словам представителя МПР, будут представлены на комиссии Федерального агентства по недропользованию в конце августа — начале сентября.
«Доказать случаи нарушения чиновниками коммерческой тайны достаточно сложно. В моей практике я не могу вспомнить случаев, когда кто-то реально понес бы за это наказание», — говорит Петр Достовалов из Московской коллегии адвокатов ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)-право».