Российские правозащитники передали руководству Минюста и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) результаты независимого расследования событий в колонии города Льгов (Курская область). По словам председателя общественного совета при министре юстиции РФ Валерия Борщева, в материалах изложены факты и названы «конкретные виновные как среди сотрудников администрации колонии, так и среди заключенных». Кроме того, в ходе проверки правозащитники собрали 275 жалоб заключенных и передали их уполномоченному по правам человека.
По мнению Борщева, в льговской колонии «серьезной проблемой было отсутствие прокурорского контроля за происходящим. За год в учетном журнале сделана только одна запись надзирающего прокурора. Он был 22 июня. А до этого 16 мая там уже резались вены, и 10 июня были такие инциденты. Кроме того, на жалобы заключенных из прокуратуры приходил формальный ответ, гласивший, что проверка проведена и факты не подтвердились».
Как заявил Борщев, «одна из причин конфликта в льговской колонии заключается в том, что заключенных насильственно заставляли вступать в так называемую секцию дисциплины и порядка. Руководство насильно расслаивает заключенных на «актив» и «обычных», чем провоцируют напряжение. Этот принцип применялся еще во времена ГУЛАГа, где своих использовали для травли неугодных, например уголовников против политзаключенных».
По словам Борщева, «в льговской колонии заключенные рассказывали, что «актив» нередко прибегал к мордобою».
При этом, отметил правозащитник, членов секций на зоне не любят из-за сотрудничества с администрацией и многие не хотят в них вступать. Как отметил Борщев, деятельность секций регламентируется ч. 4 ст. 111 Уголовно-исполнительного кодекса, в котором прописано, что никаких полномочий администрации и дополнительных льгот активисты иметь не должны. Однако, по его словам, на деле получается, что за это активистам дают различные поблажки. Кроме того, секции, о которых идет речь, по закону абсолютно добровольны, однако в льговской колонии тех, кто отказывался в них вступать, избивали. «Такие секции становятся почвой для конфликтов, они должны быть упразднены (по словам правозащитника, речь не идет о секциях досуга, которые могут устраивать спортивные мероприятия, решать какие-то хозяйственные вопросы). Мы заявили министру юстиции Чайке об этом, он обещал принять информацию к сведению», — рассказал Борщев. Кроме того, правозащитники полагают, что на время расследования начальник колонии Юрий Бушин должен быть временно отстранен от должности.
Независимое расследование, о котором рассказал Борщев, оказалось не единственным. По словам главы общественного движения «За права человека» Льва Пономарева, его организация скоро представит результаты своей проверки. Пономарев отмечает, что в льговской колонии никто не был отстранен от работы, а начальник колонии, которого то ли отправили в отпуск, то ли временно отстранили, уже вернулся к своим обязанностям.
Кроме того, на заключенных «оказывается постоянное давление со стороны сотрудников ГУИНа и местного УИНа, которые требуют, чтобы они отказались от своих показаний против администрации колонии и забрали заявления».
Несмотря на то что было избито множество людей, отметил Пономарев, официально признан факт избиения сотрудниками колонии только одного заключенного — Алексея Шатунова. Кроме того, по его словам, медицинская помощь серьезно пострадавшим людям не оказывается. Правозащитник рассказал, что «заключенных из льговской колонии развезли по разным СИЗО, мотивируя это тем, что есть угроза их жизни со стороны администрации». «На деле же развоз сильно затруднит работу следователей. Не будут же они ездить по всей России, — сказал он — Система делает все, чтобы скрыть след преступления. Все это может закончиться тем, что отвечать будут стрелочники».
По мнению Пономарева, разбираться в этой ситуации должна Генпрокуратура. В связи с этим правозащитники уже обратились к директору ФСИН Юрию Калинину.
Напомним, что в ночь на 27 июня в льговской колонии ОХ-30/3, по разным данным, от 400 до 800 заключенных вскрыли себе вены, протестуя против действий администрации, еще несколько сотен объявили голодовку. Умышленные увечья в виде порезов нанес себе 361 осужденный. У большинства из них были поверхностные порезы, но 26 заключенным пришлось накладывать швы, еще у двух оказались задеты вены. А 8 июля 2005 года от имени заключенных Алексея Шатунова и Виталия Князева были поданы жалобы в Европейский суд. Оба были сильно избиты сотрудниками колонии.
По версии руководителя ФСИН Юрия Калинина, в льговской колонии не было зафиксировано ни одного случая причинения себе заключенными тяжкого членовредительства.
Он назвал три основные причины, приведшие к событиям в льговской колонии: «Это недостатки наших сотрудников, обстановка внутри колонии и серьезное влияние криминалитета Курской области». В этой связи Калинин напомнил, что задержаны трое представителей курского криминалитета, которые содержатся в изоляторе временного содержания. Кроме того, в отношении пяти осужденных, находившихся в колонии в момент событий, возбуждены уголовные дела по фактам принуждения к членовредительству.