В пресс-релизе, выпущенном литовским представительством KazMunaiGaz Trade House, приводятся слова его главы Олега Либмана, который заявил, что, «обладая достаточными нефтяными ресурсами и возможностями финансирования крупных проектов, «КазМунайГаз» готов перенять долю акций ЮКОСа в MN вместе со всеми опционами в рамках имеющегося соглашения с литовским правительством».
Заявление выглядит достаточно неожиданным: ранее на опцион, которым так и не воспользовался ЮКОС, высказало свои притязания правительство Литвы.
Советник премьер-министра Сауюлюс Спечус в июне говорил о том, что правительство Литвы может воспользоваться опционом и получит контроль над MN. А 18 июня было объявлено, что правительство Литвы уже завершило переговоры с ЮКОСом на эту тему, хотя об их итогах никакой информации представлено не было.
ЮКОС приобрел акции MN в 2001 году у американской Williams, и поэтому он стал правопреемником по инвестиционному договору с правительством Литвы. Этот документ дает инвестору два опциона на выкуп дополнительных пакетов акций литовской компании. Первый из них – на право приобретения акций новой эмиссии в объеме 9,7% от уставного капитала за $75 млн – истек 29 октября прошлого года. Второй предусматривает выкуп 11,5% акций MN у литовского правительства. Срок его окончания – 29 октября 2006 года.
«Хотя срок действия первого опциона истек, сказать, можно ли им воспользоваться, нельзя. Во-первых, этот опцион может регулироваться законодательством не России, а Литвы, — утверждает партнер Московской коллегии адвокатов ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)-право» Петр Костовалов. – И даже если к опциону применимо российское законодательство, то в нем нет норм, регулирующих опционы. Я допускаю, что в инвестиционном соглашении были изначально прописаны какие-то положения, касающиеся опциона. Все зависит от первоначального договора об инвестировании, подписанного сторонами».
Аналитики не считают, что «КазМунайГаз» перебегает дорогу правительству Литвы. «Компания давно проявляла интерес к транзитным мощностям в Прибалтике. Еще несколько лет назад «КазМунайГаз» претендовал на покупку Ventspils Nafta, так что их интерес к MN неожиданным не назовешь, — говорит Валерий Вайсберг из ГК «Регион». – Пока сделка не закрыта, для компании есть возможность претендовать на этот актив».
«C ЮКОСом правительство Литвы чувствовало себя комфортно, поскольку компания обеспечивала загрузку НПЗ. Если то же самое сможет сделать «КазМунайГаз», то власти будут только рады», — считает Дмитрий Лукашов из «Атона».
Но претендентов, готовых купить MN, много. О своем интересе заявляли «ЛУКойл», ТНК-ВР, «Газпром». По мнению Андрея Громадина из МДМ-банка, власти Литвы будут выбирать покупателя исходя из его возможности предоставить финансовые гарантии покупки и обеспечить загрузку мощностей НПЗ. По словам Дмитрия Лукашова, «КазМунайГаз» добывает около 9 млн тонн нефти, тогда как ЮКОС поставлял на MN около 5 млн тонн. «Если они нарастят добычу, то смогут обеспечить загрузку НПЗ, что для властей Литвы самое главное, ведь они не сильно заинтересованы во владении MN», — говорит Лукашов.