Стоимость нефти сорта Light на торгах в Азии выросла в цене до $61,11 за баррель. Утром, до того как стало известно о смерти главы Саудовской Аравии, цена сентябрьских фьючерсных контрактов на нефть Light на торгах в электронной системе Нью-Йоркской товарной биржи выросла всего на 22 цента по сравнению с итоговой котировкой пятницы — до $60,79 за баррель. Причиной утреннего повышения котировок стали опасения инвесторов нефтяного рынка по поводу возможного продолжения реализации ядерной программы в Иране.
Саудовская Аравия — крупнейший экспортер нефти в мире, и на уровне мировых цен на сырье смерть главы этого государства, безусловно, должна была отразиться, полагают аналитики, опрошенные «Газетой.Ru». «То, что цены на рынке после известия о смерти Фахда дернулись, вполне понятно. Но это пока спекулятивный рывок, не имеющий никаких реальных оснований. Весь вопрос в том, какую политику будет проводить преемник умершего короля. Рынок замер в ожидании, но цены все равно поднялись из-за того, что трейдеры хотят подстраховаться», — говорит руководитель аналитического отдела инветкомпании Financial Bridge Станислав Клещев.
Алексей Кормщиков из компании «Никойл» считает, что пока реальных оснований для резкого взлета цен на нефть нет. «Сегодняшнее повышение носит краткосрочный характер. В течение одного-двух дней рынок успокоится. Ведь никаких причин для паники пока нет. Будущий король не делал никаких заявлений, касающихся политики, которую он будет проводить в нефтедобыче», — полагает Кормщиков. Аналитик убежден, что радикальных изменений в этой политике не будет.
Но сказать наверняка, что будет делать Саудовская Аравия со своей нефтью после смерти Фахда, который правил страной с 1982 года, что само по себе уже было залогом стабильности на мировом нефтяном рынке, пока не может никто
.
«Ясность наступит к концу этой недели — началу следующей, когда преемник короля произведет основные назначения в правительстве. До этого времени цены на нефть будут расти или, по крайней мере, оставаться на достигнутом к сегодняшнему вечеру максимуме», — говорит Станислав Клещев.
В пользу того, что ситуация коренным образом не изменится, свидетельствует то, что новым монархом станет младший брат покойного — кронпринц Абдалла. Фактически это он правил страной с 1995 года, когда король Фахд перенес тяжелый инсульт и состояние его здоровья резко ухудшилось.
В Саудовской Аравии за влияние на политику в нефтедобыче борются две группировки — проамериканская и религиозно-консервативная. Король Фахд поддерживал неплохие отношения с США.
Если Абдалла продолжит политику старшего брата, можно будет ожидать, что Саудовская Аравия добьется от ОПЕК увеличения квот добычи нефти. Если же победу одержит религиозно-консервативная группировка, то Саудовская Аравия будет проводить политику, которая должна в конечном итоге привести к нарастанию напряженности между этой страной и США.
«В этом случае активность Саудовской Аравии в ОПЕК значительно снизится. Если сейчас эта страна резко выступает с жесткими заявлениями, противоречащими мнению большинства стран--членов ОПЕК, о том, что надо увеличивать добычу нефти, то теперь этот голос может и затихнуть», — говорит Клещев.
Между тем источники в правящих кругах Саудовской Аравии уже сейчас стараются успокоить рынок нефти. «Энергетическая политика страны, направленная на поддержание достаточного уровня поставок нефти на международный рынок и стабильности цен, не изменится после смерти Фахда. Я уверен в этом», — убеждает высокопоставленный саудовский источник.