Андрей Вульф, бывший депутат Госдумы, бывший ведущий программы «В постели с …», а ныне начальник отдела общественных связей Министерства культуры и массовой коммуникации заявил на пресс-брифинге министра культура Александра Соколова, что скоро фонограмме придет конец.
Соколов заявил, что фонограмма – нечто отвратительное, а Вульф – что уже в эту осеннюю сессию Госдума рассмотрит закон о концертной деятельности, в котором будет рассмотрен вопрос о фонограмме. Месяц назад Вульф рассказал «Интерфаксу», что «пока в России законодательно не решится проблема «фанеры» — то есть эстрадное исполнение под фонограмму — наша музыкальная индустрия будет оставаться на последних местах в мировом шоу-бизнесе. Это показывают, в частности, и наши «успехи» на Евровидении».
«Я считаю, что эстрадное исполнение под звуковую и инструментальную фонограмму — это мошенничество, обман потребителя, деградация культуры, дебилизация публики и самая главная преграда на пути развития цивилизованного шоу-бизнеса в стране», — сказал он.
По слухам, основная мера будет рекламная: промоутерам придется писать на афишах слово «фонограмма» большими буквами — и никто больше не будет обманывать потребителя.
Потребители отечественные, надо отдать им должное, обманываются с большим удовольствием. Пока не сообщалось о случаях праведного гнева, когда разъяренные представители публики, как это было недавно в Великобритании после фонограммного концерта Бритни Спирс, сдавали бы билеты, требовали бы денег обратно и грозились бы подать в суд на артистов. Недовольство фонограммой испытывают в основном люди, которые не ходят на концерты популярных исполнителей, а также околомузыкальные чиновники, мечтающие о победах нашего отечества на конкурсе песни «Евровидение».
Кстати говоря, закон о противодействии фонограмме уже существует. В тексте закона о правах потребителя есть соответствующая статья 10 — Информация о товарах (работах, услугах), а в ней параграф «указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений».
Закон этот, разумеется, не соблюдается, вряд ли это, правда, может быть поводом для создания нового закона, впрочем, депутатам виднее.
Тем временем исполнители явно не в восторге. Жанна Фриске, певица, актриса и вампир из «Ночного дозора», вздохнула в телефонном разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru»: «Никак не могут оставить это в покое…»
— Я не знаю, я вчера смотрела «Новую волну», участники конкурса пели вживую, а все гости, включая наших именитых звезд пели под фонограмму. Я считаю, это нормально. У нас в Госдуме, мне кажется, не задумываются о том, как можно накормить людей, как сделать, чтобы люди были здоровы, но очень сильно беспокоятся, как артисты зарабатывают себе на жизнь. Почему-то всем кажется, что артисты незаслуженно зарабатывают себе на хлеб, и к тому же очень много зарабатывают.
Фонограмма не является мошенничеством. Либо человек стоит на сцене и тупо поет, либо он делает огромное театральное шоу, и тогда все остальное уже не важно.
Любая именитая звезда, которая имеет настоящее шоу, поет под фонограмму через раз. Некоторые песни вживую спеть просто невозможно.
А если и будет закон, то его всегда можно обойти. Тем более что все равно артисты в основном кормятся за счет коммерческих концертов.
В обычных концертах мало артистов могут возить с собой нормальные аппараты. А та аппаратура, которую артистам предлагают на некоторых гастролях – это просто неуважение. И при этом требуют живой звук – но это просто невозможно в такой ситуации. А если все хорошо, если аппарат замечательный, а артист работает под фонограмму и только открывает рот – это, наверное, обман, — заявила Жанна Фриске в интервью «Газете.Ru».
Исполнение песен под фонограмму запрещено в целом ряде стран бывшего Советского Союза – в Азербайджане, Туркмении, Узбекистане, в Белоруссии… Запрет на обман слушателя стал визитной карточкой постсоветских диктатур.
Напротив, фанера – символ демократии.
Недавно даже Мадонна была обвинена в исполнении песен под фонограмму Элтоном Джоном – впрочем, менеджмент певицы немедленно это обвинение опроверг.
С другой стороны, если фонограмма – такое правильное и безвредное явление, то явно никому не повредит и предупреждение публики о том, что ее ждет магнитофон с компакт-диском. В этом же нет ничего плохого?