Еще осенью 2004 года президент Владимир Путин объявил о предстоящей либерализации рынка акций «Газпрома», непременным условием для проведения которой стала консолидация в руках государства контрольного пакета акций монополии. Напрямую государству принадлежало 38,37% акций «Газпрома».
В июне 2005 года государство в лице «Роснефтегаза» купило у дочек «Газпрома» за $7,1 млрд 10,74% акций концерна, доведя свою долю до 49,1%. Учитывая, что еще 0,9% газпромовских акций принадлежат «Росгазификации», государство тем самым довело свою долю до контрольного пакета (50% плюс одна акция).
Но, как выяснилось в пятницу, процесс консолидации контрольного пакета продолжается: теперь государство хочет владеть акциями «Росгазификации» напрямую, а не через посредника.
Впрочем, что значит напрямую, никто толком объяснить не может. Эксперты полагают, что эти акции по завершении сделки окажутся в тех же руках, что и пакет из 10,74%.
Государству принадлежат 72,54% акций ОАО «Росгазификация», остальные – у газораспределительных организаций (ГРО). По словам одного из чиновников, которого цитирует «Интерфакс», государство планирует увеличить долю в «Росгазификации» практически до 100% за счет внесения в уставный капитал компании миноритарных пакетов акций газораспределительных компаний, находящихся в госсобственности.
«Планируется приватизировать более 50 ГРО путем внесения их в уставный капитал «Росгазификации», в результате чего доля государства в этом АО возрастет с 72% до более чем 99%, — сказал источник. — Затем последует реорганизация «Росгазификации», при которой акции «Газпрома» будут выделены в отдельную компанию», — отметил чиновник.
«При этом доля государства в компании, на балансе которой будут находиться акции «Газпрома», дойдет почти до 100%, а спецкомпания будет впоследствии ликвидирована», — пояснил он.
Как сообщили чиновники, этот механизм был признан оптимальным на состоявшемся в начале текущей недели в администрации президента совещании, посвященном выработке схемы перевода акций «Газпрома» с баланса «Росгазификации».
«У правительства есть желание еще больше увеличить свою долю в «Газпроме» из-за страха перед предстоящей либерализацией рынка акций компании. У чиновников еще не умерли опасения, что иностранцы могут все скупить, — поясняет происходящее Дмитрий Царегородцев из Rye, Man & Gor Securities.
– Кроме того, государство желает быть прямым акционером, а не опосредованным».
Это и понятно: все формы опосредованного владения достаточно шаткие, поскольку
создают возможность увода акций «на сторону»: они могут оказаться если не похищенными, то заложенными под кредиты.
«Например, «Газпроминвестхолдинг» (контролирующий 4,83% акций «Газпрома» --«Газета.Ru») использовал акции «Газпрома» как обычный финансовый инструмент, что отражают документы компании. Позиция «казначейские облигации» не была стабильной – периодически часть бумаг продавалась или закладывалась. Поэтому и было принято решение закрепить как можно больше акций в прямом владении государства», — рассказывает Царегородцев.
А президент Института энергетической политики Владимир Милов убеждент: такие сложные схемы манипулирования акциями правительство вынуждено строить из-за того, государство не может напрямую выкупать собственность.
«Это настоящая проблема – в бюджетной классификации Минфина нет даже позиции «расходы на покупку госсобственности». Из-за этого выкуп никогда всерьез не рассматривался: все знают, что Минфин его недопустит», — рассуждает эксперт.
Между тем правительство торопится успеть получить 0,9% акций «Росгазификации» до конца года. «Росгазификация» и госпакеты ГРО находятся в списке стратегических предприятий, и их приватизация или реорганизация возможна только в соответствии с указом президента. К осени можно успеть все сделать, но вероятнее всего – до конца года», — говорит представитель одного из профильных ведомств.