Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Полеты шаттлов застряли в пене

Полет Discovery — первый и пока последний полет шаттла после катастрофы Columbia. Оказалось, что $1 млрд и два с половиной года работы по модернизации Space Shuttle так и не устранили главной причины катастрофы в 2003 году.

В среду вечером один из руководителей программы Space Shuttle Билл Парсонс заявил, что NASA откладывает следующий полет шаттла на неопределенное время. В сентябре к МКС должен был стартовать корабль Atlantis, но из-за не совсем удачного старта Discovery агентство решило не рисковать кораблем и жизнями его экипажа. Недавний запуск по программе Space Shuttle показал, что более двух с половиной лет и $1 млрд, затраченный NASA на модернизацию системы, не смогли решить главной проблемы — отпадающих от топливного бака кусков термоизоляционной пены. А значит, риск повторения катастрофы шаттла Columbia снова велик.

Видимо, единственное, что вселяет оптимизм в специалистов NASA, — это то, что куски пены теперь немного меньше, чем в случае запуска Columbia. И термозащитное покрытие Discovery, скорее всего, не пострадало.

Фрагмент, о котором идет речь, был хорошо виден с камер, установленных на шаттле. Он появился в кадре спустя почти три минуты после старта во время отделения внешнего топливного бака. В это время корабль находился уже в верхних слоях атмосферы. Кусок пролетел ниже правого крыла, но, как ясно видно в кадре, о корабль не ударился. Изучив снимки тщательно, в NASA прикинули размеры фрагмента: 55–80 см в длину, 25–35 см в ширину и от 5 до 20 см в толщину. Осколок застывшей пены чуть меньше того, который ударил левое крыло Columbia.

«Назовите это удачей или как бы то ни было, но фрагмент не навредил орбитальному кораблю», — сказал журналистам Парсонс. И в то же время отметил, что если бы пена отвалилась чуть раньше, в более плотных слоях атмосферы, ее ускорение оказалось бы значительно больше, а вероятность удара серьезнее. «Теперь мы должны остановиться и понять, почему после сложной модернизации топливного бака проблема с пеной осталась. А затем нам предстоит все исправить, чтобы этого впредь не произошло, — пояснил руководитель программы. — Понимаете, полет Discovery — в первую очередь испытательный полет. Он показал, что на самом деле работы оказалось больше, чем мы сделали. Мы были не правы».

Как отмечает AP, отвечая на вопросы журналистов, Парсонс «отказался разочароваться в космическом корабле, разработанном еще в 1970-х годах». «Мы думаем, что сможем сделать очередной полет шаттла максимально безопасным, но для этого нужно еще немного времени, — сказал он. — Пока же мы не готовы сказать, когда полетим снова. Я не знаю, когда это может произойти». В то же время руководитель программы не исключил, что полет Discovery может оказаться единственным в этом году.

Он пояснил, что старт корабля Atlantis в рамках спасательной операции маловероятен. Это могло произойти, если бы Discovery получил фатальные повреждения и астронавтам пришлось бы перейти на МКС. «Но Discovery, к счастью, в хорошем состоянии, чтобы спокойно вернуться домой», — отметил Парсонс. Так что с челноком Atlantis и его топливным баком специалисты NASA собираются поработать еще более тщательно и без спешки. Его старт, запланированный ранее на 9 сентября 2005 года, очевидно, не состоится.

Безопасность полета Discovery подтвердил и руководитель миссии Уэйн Хейл. По его словам, обследование корабля еще не завершено, но, судя по предварительным данным, особых повреждений он не получил.

Представитель NASA подтвердил, что термозащитное покрытие челнока незначительно пострадало во время старта: по крайней мере, одна плитка отвалилась на днище Discovery, а от еще одной, той, которая расположена в особенно уязвимой зоне, у дверцы переднего шасси корабля, осталась только половина. Но, как считают специалисты агентства, ни одно из этих повреждений не выглядит особенно серьезным и, по всей видимости, не потребует ремонта на орбите. Осмотр крыльев и носовой части, проведенный астронавтами накануне при помощи сенсорной системы, не показал никаких опасных дефектов.

Тем не менее во время работы на орбите экипаж проведет еще несколько тщательных обследований корпуса корабля, а в этот четверг его днище сфотографируют с борта Международной космической станции. Командир Discovery Эйлин Коллинз подведет корабль к лабораторному модулю американского сегмента, а затем развернет корабль днищем к станции. В это время экипаж МКС-11 Сергей Крикалев и Джон Филлипс проведут его съемку из иллюминаторов. После этого Коллинз вновь развернет корабль так, чтобы его грузовой отсек был направлен к модулю Destiny, и пристыкует Discovery к герметичному адаптеру РМА-2.

%Стыковка шаттла со станцией намечена на 28 июля 15.18 мск.

Сейчас астронавты уже проснулись (на этот раз под песню Луи Армстронга «Wonderful World») и приступили к рабочим операциям.

Новости и материалы
Тимати приобрел новый автомобиль на фоне иска на 7 млн рублей
Шольц назвал количество систем ЗРК Patriot, которые НАТО сможет поставить Киеву
Иран захотел укрепить военное сотрудничество с Россией
Крымчанка решила купить майнинговое оборудование и потеряла 5 млн рублей
Макрон рассказал о своих планах посетить Киев
Поставками российской нефти занимаются неизвестные компании
Директор Медийной лиги рассказал, как справлялся, узнав, что болен раком
Родственников подозреваемого в убийстве из-за парковки в Москве допрашивают
В российском регионе конокрады увели лошадей на 700 тысяч рублей и попались полиции
Жизнь в «зеленом» районе сохраняет здоровье кишечника и кожи, выяснили ученые
На севере Турции произошло землетрясение
«Металлург» обыграл «Локомотив» в первом матче финала Кубка Гагарина
В Ленобласти школьник попал в больницу после того, как сверстник столкнул его в овраг
Макрон: страны ЕС поддержали санкции против РФ
В США заявили о внезапном отступлении украинских войск
Ученые назвали пользу от видеоигр для подростков
Google уволила 28 сотрудников, которые выступали против контракта с Израилем
Вооруженный мужчина напал на двух девочек около начальной школы на севере Франции
Все новости