По данным аналитиков, в 2004 году рынок мобильного контента в России превысил $300 млн, а в 2005 году, по некоторым прогнозам, может снова удвоиться и достигнуть $550–600 млн. Но сейчас на рынке заговорили о том, что прогнозы чрезмерно оптимистичные.
Объем российского рынка игр для мобильных телефонов за первые шесть месяцев 2005 года вырос на 43% (по сравнению с аналогичным периодом 2004 года) до $8,15 млн, сообщается в докладе российской исследовательской группы SmartMarketing.
По данным SmartMarketing, за первое полугодие было продано 3,5 млн экземпляров игр при средней цене $1,91.
«Рост рынка мобильных игр обусловливается прежде всего объективными причинами, такими как рост технических возможностей мобильных телефонов, постоянное снижение цен на мощные модели телефонов, в меньшей степени — появление новых игр», — говорит Игнатий Киппельман, ведущий аналитик SmartMarketing.
Но наряду с ростом рынка мобильных игр исследователи отмечают уменьшение интереса абонентов к другим видам контента, таким как мелодии и картинки.
«Резкое увеличение числа и активности провайдеров таких видов контента вкупе с ощутимым снижением планки требований к качеству, по нашим оценкам, стали причиной изменения потребительского восприятия услуг, — подчеркивает господин Киппельман».
По его словам, многие новые услуги контент-провайдеров были направлены на провоцирование потребителя на сиюминутную покупку в противовес формированию стабильного канала продаж.
«В итоге у значимой доли потребителей началось формирование «иммунитета» к предложению дополнительных услуг, прежде всего основанных на SMS-сервисах. Ориентированность данных сервисов на массовый рынок создает серьезные риски снижения темпов развития сегмента в целом», — уверен аналитик.
«За первые шесть месяцев этого года рынок контента сжался. Но некачественные услуги – не единственная причина снижения интереса пользователей», — не соглашается Оксана Панкратова, ведущий аналитик исследовательской компании iKS-Consulting.
«Основная причина — это скорее негативный опыт закупки услуг, которые часто просто не доходят до абонентов».
«Действительно, часто возникают определенные вопросы качества контента, но мы относимся к нему очень трепетно: ведь абонент, который один раз обжегся, часто оказывается потерянным для рынка контент-услуг, — отмечает Надежда Анциферова, руководитель общественных связей контнет-провайдера PlayMobile. — Но замедление роста контент-услуг объясняется и другими причинами. Если раньше прогнозировали удвоение рынка контента, то теперь уже говорят о росте в 1,5 раза, что связано с тем, что большинство активных пользователей уже пользуется услугами. К тому же абоненты могли устать от слишком активной рекламы контент-провайдеров».
«Объемы рекламы контент-провайдеров по телевидению превосходят все мыслимые границы, — соглашается Илья Городецкий, руководитель отдела информации PlayFon, основного конкурента PlayMobile. — Но при этом эффективность от рекламных источников падает: для потребителей все контент-провайдеры практически на одно лицо. Скорее в этом нужно искать причины замедления роста контента в России».
«Объем российского рынка игр для мобильных телефонов будет расти. Если в прошлом году его доля в объеме всего рынка контент-услуг составила около 6%, то в первом полугодии 2005 года она выросла почти до 12%. Эта тенденция будет продолжаться до конца года, — отмечает Полина Масленникова, аналитик исследовательской компании J`son&Partners. — Кроме игр, ожидается значительное увеличение доли интерактивных и медиасервисов, в то время как объем сегмента мобильных мелодий и картинок также будет увеличиваться в денежном выражении, но его доля в общем рынке контент-услуг существенно снизится с 50% (в первом полугодии 2005 года) до 42–43% к концу года».