Шаттл Discovery стартовал после более чем двухлетнего перерыва в полетах, но говорить о полном успехе запуска челнока, видимо, пока не стоит. Несмотря на все принятые меры, полностью предотвратить отрыв термоизоляционной пены и кусков льда от топливного бака – особенно опасный для орбитального корабля – не удалось. Впрочем, благодаря повышенным мерам безопасности (в частности, системе детализированного наблюдения за запуском посредством более сотни камер) специалисты NASA теперь знают, откуда ждать неприятностей, и попытаются их не допустить.
Тем более что инженеры агентства, по всей видимости, все-таки смогли минимизировать количество пены и льда, которые, отрываясь от топливного бака Space Shuttle, могут повредить во время старта сам корабль. Во время закончившегося катастрофой запуска шаттла Columbia от бака отвалился килограммовый кусок пены размером с чемодан (фрагмент ударил по нижней части левого крыла Columbia, и это имело фатальные последствия), а при нынешнем старте Discovery отвалившиеся куски были все же не такими большими.
Пока известно по крайней мере об одной птице, оказавшейся на пути шаттла, и двух фрагментах, отвалившихся от него вскоре после запуска.
Камеры запечатлели птицу на самом верху внешнего топливного бака спустя 2,5 секунды после старта. Однако для Space Shuttle это столкновение было совсем незначительным, чего, безусловно, не скажешь о птице. По словам специалистов миссии, никаких очевидных повреждений корабль не получил.
Но вот через 65 секунд после отрыва корабля от земли видеокамеры зафиксировали более серьезный момент: около одной из передних опор шасси – в зоне, которая испытывает чрезвычайный нагрев при возвращении к Земле через плотные слои атмосферы, – отвалилась часть термозащитного покрытия. Это была плитка размером около 4 см с поврежденными краями. Тем не менее сказать точно, откуда она отвалилась и какими последствиями это грозит шаттлу, инженеры NASA пока не могут.
Спустя еще минуту, во время отделения внешнего топливного бака, появился еще один осколок: большой кусок неизвестного происхождения, скорее всего от бака, пролетел ниже правого крыла, но орбитальный корабль не ударил. Так что о его опасности в NASA и не говорят.
Как сообщил руководитель программы Space Shuttle Уэйн Хейл, эксперты сейчас изучают кадр за кадром все видеозаписи старта, чтобы полностью прояснить картину возможных повреждений орбитального корабля.
На орбите сохранность термозащитного покрытия корабля будет выяснять экипаж Discovery под командованием Эйлин Коллинз. Весь второй день своего полета астронавты проведут, тщательно осматривая зоны риска на нижней стороне крыла и носа с помощью 15-метрового манипулятора с фермой сенсорной системы (Orbiter Boom Sensor System, OBSS). По словам специалистов, астронавты будут искать «такие повреждения, которые могут вызвать расслаивание и потерю термозащитной плитки». Само же днище шаттла изучат позднее при содействии экипажа МКС. Стыковка с космической станцией состоится 28 июля в 15.18 мск.