По данным опубликованного во вторник отчета ВР за II квартал, прибыль компании с апреля по июнь 2005 года увеличилась на 29%. Главная причина — рост цен на нефть и нефтепродукты: в отчетный период цена за баррель нефти Brent колебалась в ценовом диапазоне от $50 до $60 за баррель (цена на российскую нефть марки Urals между тем только за первый квартал года увеличилась почти на 50%).
В то же время добыча нефти и газа у BP выросла незначительно. Как пояснил пресс-секретарь московского представительства компании Владимир Буянов, в течение второго квартала она составила 4,107 млн баррелей нефтяного эквивалента в день, тогда как годом ранее этот показатель составлял 3,993 млн.
Как подчеркивают эксперты, это — неплохой показатель, но компания могла бы добиться и больших успехов. Так, агентство Bloomberg со ссылкой на данные отчета BP подсчитало, что за второй квартал текущего года объемы добычи крупнейшей нефтяной компании выросли всего лишь на 3,5%, тогда как в аналогичном квартале прошлого года рост составил 18%.
Представители BP, правда, считают эти цифры некорректными. Владимир Буянов сказал «Газете.Ru», что 18% прироста добычи компания никогда не достигала. «В стратегических планах прирост добычи не превышает 4–5% в год. Вероятно, Bloomberg имел в виду другое – показатели роста прибыли или что-то еще. А результаты второго квартала нам кажутся неплохими», — говорит он. В то же время, как подчеркивают наблюдатели, такие объяснения звучат странно: данные о 18-процентном росте добычи компании во II квартале прошлого года были обнародованы более года назад и ни разу не опровергались компанией.
Впрочем, эксперты обращают внимание не столько на разницу в показателях, сколько на другое:
в отчете BP в качестве одной из причин замедления темпов роста добычи называется изменение экономической конъюнктуры в России. В частности — увеличение налогообложения нефтяных компаний и введение ограничений на экспорт нефти из России.
Впрочем, аналитики с такой трактовкой не согласны. «Действительно, с начала года налоги и пошлины в России выросли примерно на 20% от выручки компании. Но объяснять этим падение темпов добычи ВР нельзя. Показатель добычи ВР мог упасть из-за снижения темпов добычи на остальных принадлежащих ВР добывающих активах, либо ВР просто продала часть подразделений», — уверен Андрей Громадин из МДМ-банка.
Несмотря на данные по добыче, приведенные в отчете компании, финансовые результаты и самого BP, и ТНК-ВР за II квартал этого года аналитики считают хорошими. «Прибыль компании ТНК-BP в первом полугодии выросла до $2,1 млрд с $1,22 млрд в тот же период прошлого года. Это связано с ростом цен на нефть марки Urals на 32% с начала года», — считает Игорь Васильев из ИК «Файненшл Бридж».
«В принципе британская компания доказала, что не зря приобрела нефтяные активы в России. За первое полугодие 2005 года половина чистой прибыли, полученной ТНК-ВР и переданной британцам, превысила $1 млрд. Кроме того, хорошие результаты позволили выплатить британской стороне $675 млн дивидендов. А из $7,5 млрд инвестиций, которые ВР вложила в Россию, они уже отыграли 40%», — рассуждает Громадин.
Однако за высокой прибылью стоят высокие риски, главным образом, как подчеркивает Игорь Васильев, политические риски. Действительно, хотя ТНК-ВР была создана с одобрения на самом высшем уровне – ее создание в 2003 году «благословили» Владимир Путин и Тони Блэр — далеко не всегда условия деятельности ТНК-BP можно назвать идеальными.
Весной этого года налоговая служба предъявила ТНК налоговые претензии за 2001 год в размере 26 млрд руб. А недавно над компанией нависла и угроза «недопуска» к крупнейшим месторождениям. Минприроды лоббирует поправки в закон о недрах, которые запретят участвовать в аукционах компаниям, составляющим «группу лиц» с иностранцами.
Налицо и другие, менее крупные, но существенные неприятности: например, застопорился Ковыктинский проект, изначально ориентированный на экспорт газа в Азию. ТНК-ВР предлагала «Газпрому» различные варианты его решения, но так ничего и не добилась. ВР пришлось согласиться на то, чтобы направить ковыктинский газ вместо экспорта на газификацию ряда российских областей.
Пока компания старается демонстировать лояльность к Кремлю и верит, что ее проблемы можно решить на переговорах. «Риски для работы компании в России есть. Но в любом случае ясно, что по пути ЮКОСа она не пойдет и его судьбу не повторит. Например, размер начисленных налогов пока официально не объявлен. А инвестиции BP в Россию, пусть даже весьма рискованные, приносят положительные результаты», — говорит Андрей Громадин.