Ливанца зовут Самир Джааджаа. Он единственный высокопоставленный боевик, пострадавший от ливанского суда за преступления времен гражданской войны в Ливане (1975–1990 годы). Во вторник 52-летний террорист вышел на свободу после 11 лет, проведенных за решеткой. Как ожидается, он пройдет долгосрочное медицинское обследование.
Преступлений Джааджаа хватило на целых три пожизненных срока.
Джааджаа возглавлял милицию «Ливанских сил» во время гражданской войны 1975–1990 годов, а большинство из прошедших 11 лет провел в одиночном заключении в подземной камере министерства обороны. На счету 10-тысячной армии главной военной организации христиан «Ливанские силы», которую возглавлял Джааджаа, было огромное число жертв.
В 1982 году Джааджаа исполнял для Ливана роль Степана Бандеры.
Чтобы победить соперников, он объединил своих людей с израильтянами, когда Израиль вторгся в Ливан. Джааджаа беспощадно уничтожал врагов и не жалел друзей. В 1978 году его подразделения прославились атакой против дружественных христиан на севере Ливана, в которой погиб сын тогдашнего президента Сулеймана Франжье. В 1986 году его армия разгромила силы его соперника по движению — командующего «Ливанскими силами» Эли Хобейке. Сам бывший лидер «Ливанских сил» был связан с несколькими наиболее известными убийствами той эпохи. Так, именно он организовал подрыв военного вертолета в 1987 году, в котором погиб просирийский премьер-министр Рашид Карами. На его совести, как считается, и убийство выдающегося христианского политика Дэнни Чамуна.
Успел прославиться Джааджаа и как политик. В 1989 году при посредничестве арабов он помог окончить гражданскую войну путем заключения соглашения о разделении сфер влияния с мусульманами. Он разоружил свою милицию, но потом стал жаловаться на ограничение своих возможностей из-за усиления влияния Сирии в Ливане.
В 1994 году Джааджаа был арестован, а его группировка — объявлена вне закона. Это произошло после того, как при бомбардировке церкви погибли 10 человек. В бомбардировке, стоит сказать, его признали невиновным. Но этого и не требовалось – его преступлений и так хватало.
Неожиданная амнистия произошла из-за «революции кедров».
На парламентских выборах возрожденная организация «Ливанские силы», возглавляемая женой Джааджаа, заключила союз с главным антисирийским блоком «Будущее». Лидер блока, сын экс-премьера страны Рафика Харири Саад благодаря вхождению в блок «Ливанских сил» получил поддержку христиан, а христиане получили свободу своего лидера. Решение об амнистии Джааджаа было одним из первых решений парламента, основные места в котором заняли представители блока Саада Харири.
Напомним, что отец Харири, самый богатый человек Ливана и один самых влиятельных политиков страны, демократ и противник Сирии Рафик Харири был взорван в своем автомобиле в феврале этого года. Этот теракт стал катализатором переломных событий в стране. Антисирийские настроения захватили Ливан и помогли свершиться «кедровой революции».
Освобожденного Джааджаа стоит опасаться и самому Сааду Харири. По харизме Саад явно уступает бывшему герою гражданской войны, а организаторских способностей Джааджаа хватит для того, чтобы развязать еще не одну войну. Народной поддержки ему тоже хватает. После голосования по вопросу амнистии сторонники Джааджаа приветствовали решение громкими возгласами за стенами парламента, а в его родном горном городе Бешарре на севере Ливана раздались залпы тяжелых орудий и взлетели фейерверки.
Пока же 52-летний боевик собирается выехать за границу подлечиться после тюрьмы и с новыми силами вернуться в Ливан героем.