Во вторник зампредправления «Газпрома» Александр Медведев разрушил иллюзию того, что России и Украине удалось урегулировать проблему «пропавших» в 2004 году 7,8 млрд кубометров российского газа. В минувшее воскресенье руководители «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» заявили, что все противоречия сняты, а соответствующие документы подписаны.
Однако через неполных два дня выяснилось, что стороны трактуют пункты договора по-разному, причем позиция «Нафтогаза Украины», по словам Медведева, вызывает в «Газпроме» «по крайней мере удивление», так как не соответствует «ни букве, ни духу достигнутых договоренностей».
Поводом для резкой отповеди со стороны одного из руководителей «Газпрома» стало выступление в понедельник на пресс-конференции в Киеве первого заместителя министра топлива и энергетики и председателя правления «Нафтогаза Украины» Алексея Ивченко. Украинский высокопоставленный чиновник прокомментировал итоги переговоров так, что сложилось впечатление: «Нафтогаз» в частности и Украина в целом одержали на них полную и безоговорочную победу. Ивченко сообщил, что
5,25 млрд кубометров газа из спорных 7,8 млрд будут по частям переданы «Газпрому». «Мы платить за них не будем», — процитировало его высказывание агентство «Интерфакс».
Идею о частичном возврате газа украинская сторона озвучивала и раньше, но «Газпром» каждый раз ее отвергал. По словам представителей концерна, они совсем не заинтересованы в возвращении «пропавшего газа» летом или в начале осени: ведь тогда его придется продавать европейским потребителям по сравнительно низким ценам. Поэтому «Газпром» всегда настаивал либо на зачете этого газа в счет оплаты транзита, либо на оплате всех 7,8 млрд куб м живыми деньгами по мировым ценам.
Частичный возврат «пропавшего» газа невозможен и по другим причинам.
Хранящиеся в ПХГ Украины 5,25 млрд куб. м газа, говорит Медведев, уже не принадлежат «Газпрому», поскольку 17 июля текущего года они в соответствии с достигнутыми договоренностями были проданы посреднику — компании «Росукрэнерго» (совместному предприятию Газпромбанка и австрийской Raiffeisen Investment) по цене $150 за 1000 куб. м. Теперь «Росукрэнерго» — опять же в рамках договора между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» — должна вернуть российскому концерну за купленный газ $800 млн. «Подписанные в воскресенье документы закрепили обязательства «Нафтогаза Украины» по передаче этого газа «Росукрэнерго», а также механизмы компенсации убытков в случае их невыполнения», — приводит пресс-релиз слова Медведева.
Не менее острые споры возникали — и, судя по сегодняшнему заявлению, продолжают возникать — по вопросу о судьбе оставшихся 2,55 млрд кубометров. Если верить Ивченко, стороны договорились зачесть их за транзит дополнительных объемов газа (в 2005 году Россия планирует прокачать по территории Украины в Европу еще 8 млрд куб. м, помимо 108,5 млрд кубометров, договоренность о транзите которых уже имеется). А Медведев утверждает, что 2,55 млрд кубометров газа в украинских подземных хранилищах действительно зачтены «Нафтогазу» в счет оплаты транзита в 2005 году.
Но только, по словам зампредправления «Газпрома», речь идет о совокупном годовом объеме транзита. А за транзит сверхплановых 8 млрд кубометров «Газпром» поставит Украине еще около 2 млрд кубометров газа.
Разная трактовка Москвой и Киевом достигнутых договоренностей заставляет предположить, что переговоры оказались далеко не такими успешными, как это еще два дня назад утверждали обе стороны. «Ясно одно – напряженность в двусторонних отношениях остается», — констатирует Андрей Громадин из МДМ-банка. Впрочем, эксперты полагают, что речь идет не о срыве переговорного процесса, а, скорее, о временных трудностях. Так, Дмитрий Мангилев из ИК «Проспект» указывает, что Ивченко, как и многие украинские чиновники, часто делает противоречивые заявления, поэтому пока комментировать его трудно — за ними могут последовать другие.
«С тех пор как Ивченко стал во главе «Нафтогаза Украины», прошло несколько месяцев. Как переговорщик он для «Газпрома» — все еще темная лошадка. Опытные переговорщики сразу знают, что имеет в виду партнер и как правильно трактовать достигнутые договоренности, у Ивченко такого опыта нет», — поясняет Алексей Макаркин из Центра политической конъюнктуры.
Но, по мнению политолога, противоречивость в словах Ивченко следует объяснять тем, что со стороны президента и премьера Украины на него постоянно оказывается давление.
«Предыдущая команда переговорщиков была заточена на ведение неспешных переговоров с хорошими экономическими результатами. Команде Ивченко дана другая установка: переговоры провести в ускоренном режиме и добиться максимально хороших политических результатов. Причина в том, что в 2006 году на Украине выборы в Раду, а пока ни с Россией, ни с Туркменией в переговорах о поставках газа особых успехов украинской стороне достичь не удалось. Поэтому позиции Ивченко весьма шаткие», — говорит Макаркин.
А Дмитрий Мангилев уверен, что в конечном счете Украине придется уступить «Газпрому». «Украина зависит от российского газа и российской трубопроводной системы, ведь туркменский газ поступает сюда тоже через нашу трубу. Поэтому ее переговорные позиции слабее, и ей придется пойти на компромисс, в котором заинтересован и «Газпром»: ведь через Украину идет на экспорт две трети российского газа», — полагает аналитик.