В среду ОАО «Газпром» обнародовало проспект последнего выпуска своих еврооблигаций. В рамках документа компания, как требует того законодательство, предупредила инвесторов о потенциально существующих финансовых рисках. Однако исполнение этого требования обернулось настоящим скандалом:
«Газпром» в неожиданно жесткой форме заявил, что считает теоретически возможным расторжение сделки с государством по продаже 10,74% акций газового концерна госкомпании «Роснефтегаз». И что причиной этого может стать неисполнение государственной компанией «Роснефтегаз» обязательств по оплате пакета акций.
«Не может быть никакой гарантии, что мы получим своевременную оплату за акции «Газпрома», которые мы продали «Роснефтегазу», — предупреждает инвесторов «Газпром».
В отчете «Газпрома» подчеркивается, что «обязательства «Роснефтегаза» не обеспечены, они не гарантируются никаким третьим лицом». Кроме того, газовый концерн беспокоит, что «в настоящее время не ясно, как «Роснефтегаз» планирует обеспечить финансирование его обязательств».
Всего за 10,74% акций государство через «Роснефтегаз» должно «Газпрому» 203,5 млрд рублей ($7,1 млрд). Выплаты обещаны тремя траншами — с июля и до конца нынешнего года. В официальном заявлении «Газпрома», выпущенном при совершении сделки с государством, указывалось, что необходимые для оплаты средства будут привлечены «Роснефтегазом» на международном рынке заимствований. Существует несколько возможностей найти требуемую сумму – через банковские заимствования, через привлечение средств на рынках капитала, через продажу акций «Роснефти». При этом нет ни малейших сомнений, что при желании правительство может найти все нужные средства в течение нескольких недель или даже дней, как это было в момент аукциона по продаже «Юганскнефтегаза». До сих пор схема, по которой компания получила $9,64 млрд, не вполне прозрачна.
Но, как указывает «Газпром» в проспекте по выпуску облигаций, механизм привлечения заимствований государство до сих пор не определило. Мнения о том, будет ли закончена сделка, разделились.
«Соответственно, не может быть никакой гарантии, что «Роснефтегаз» заплатит нам за акции, которые мы передали ему своевременно и в полном объеме, хотя в случае отказа «Роснефтегаза» от выполнения его обязательств мы можем потребовать возврата акций», — говорится в заявлении «Газпрома».
«Роснефтегаз», действительно, на данный момент не располагает средствами для погашения обязательств по сделке с «Газпромом». Переговоры с банками только ведутся, и об успешном их завершении пока ничего не слышно. Угрозы «Газпрома» – метод давления на государство, чтобы оно выполнило свои обязательства по сделке», — сказал «Газете.Ru» Алексей Кормщиков из «Уралсиба».
По мнению Кормщикова, вероятность того, что государство не расплатится по сделке до конца года, как было заявлено, чрезвычайно высока. «Но сделка все равно не будет расторгнута – ведь она одобрена на высшем уровне», — считает аналитик.
«Фраза о том, что «Газпром» не исключает расторжения сделки в случае невыполнения «Роснефтегазом» обязательств по оплате, перекочевала в проспект по выпуску еврооблигаций из текста договора, заключенного между компаниями. На момент заключения сделки об источниках финансирования сделки, действительно, было известно немного, и формулировка о возможности расторжения – это простая подстраховочная мера», — возражает Николай Подлевских из ФГ «Церих».
Как заявляют в Минэкономразвития, уже существует пул иностранных банков, готовых предоставить кредит на сумму 203,5 млрд руб. «Роснефтегазу», который владеет «Роснефтью» и 10,7% акций «Газпрома». На рынке считают, что «Роснефтегаз» прокредитует пул банков во главе с ABN Amro (вице-президент российского подразделения этого банка Сергей Алексеев – первый вице-президент «Роснефти»). Но от самих банков пока никаких заявлений не последовало.
Дмитрий Лукашов из ИК «Атон» убежден, что, даже если государству не удастся в короткие сроки достигнуть соглашения с банками, оно всегда может продать часть «Роснефти» иностранцам в лице китайской или индийской нефтяных компаний. Не так давно президент компании Сергей Богданчиков и сам заявлял, что руководство «Роснефти» рассматривает возможность продажи 10–12% акций стратегическому инвестору.
«Это сигнал в публичное пространство, что борьба в Кремле за контроль над нефтяными активами углубляется, и она вошла в новый раунд», — убежден заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«То, что «Газпром» теоретически допускает неисполнение обязательств со стороны госкомпании, означает, что противоречия в Кремле «разрулить» не удается. И в этой ситуации я ничего исключать не могу, в том числе возможность неоплаты акций».
По словам политолога, новый виток борьбы обеспечило желание «Роснефти» контролировать 20% «Сибнефть», получив их за долги по «Юганскнефтегазу». Такой миноритарный пакет дает государственной НК доступ в совет директоров
«Сибнефти», контролировать активы которой не прочь и «Газпром».