Открытие летнего лагеря на Селигере готовилось «Нашими» с большой помпой, анонсировались приезды известных актеров, политиков и политологов, привозились из регионов новые активисты движения. Кроме перечисленных, в лагерь «Наших» без анонса приехали три активиста молодежного «Яблока», которых туда в разведывательных целях заслал Илья Яшин. В среду агенты вернулись в Москву и рассказали, как, кто и чему учит молодых путинцев на Селигере.
В лагерь трое активистов «Яблока» попали в понедельник с утра и, по идее, должны были наблюдать за деятельностью «Наших» в течении двух недель смены. Но в итоге шпионы были расшифрованы уже через двое суток.
Все, что им удалось сделать за это время: послушать семинар Василия Якеменко об организации уличных мероприятий и пробежать вместе с лидером «Наших» ежедневный пятикилометровый кросс.
Удалось шпионам ознакомиться с учебной программой движения. Как рассказали в среду лазутчики, для молодых «нашистов» проводят специальные семинары по идеологии движения, организуют спортивные соревнования, учат умению общаться с прессой, организовывать массовые мероприятия и привлекать в организацию новых людей.
Специально для лагеря руководство организации закупило спортинвентарь, и даже спальники в лагере, по словам шпионов Яшина, все красно-белые: под цвета официального флага движения.
Распорядок в лагере очень строгий. Приехавшие в лагерь «сочувствующие» отделены от собственно членов движения. Весь лагерь разбит на секторы и перемещаться по нему свободно могут лишь комиссары движения. Рядовым «нашистам», проживающим в лагере, запрещено покидать его территорию, и все действия, выходящие за рамки официальной программы, они обязаны согласовывать с приставленными инструкторами.
Диверсанты были вычислены во вторник – в день официального открытия лагеря. Как рассказывают в «Яблоке», у разоблаченных диверсантов отобрали мобильные телефоны и развели по разным палаткам, приставив к каждому по несколько охранников. Позвонить позволили лишь одной девушке. Она сказала, что звонит маме, а позвонила Яшину. В отличие от Яшина, которому в свое время сильно досталось от «нашистов» во время его неофициального посещения съезда движения, присланных им активистов бить не стали.
Боясь срыва торжественных мероприятий, «Наши» вывезли пойманных агентов в лес за несколько километров от лагеря. В итоге «яблочники» оказались на острове, где находится монастырь Нилова пустынь.
Там их продержали до того момента, пока торжественная церемония в лагере не завершилась. Перед окончательной высылкой из лагеря аудиенции провалившихся шпионов удостоил лично Василий Якеменко, сообщивший им, что «главная их беда в их либерализме». «Мне восемнадцать раз звонили по поводу вас, ну на девятнадцатый я уж решил что-то сделать», — процитировали лидера «Наших» члены «Яблока». Лишь после этого «гостей» вывезли из лагеря в расположенный неподалеку город Осташков, откуда их в ночь со вторника на среду и эвакуировал приехавший для этого из Москвы Яшин.
В пресс-службе «Наших» историю с выдворением диверсантов «Газете.Ru» рассказали по-своему. «Действительно, две девушки и один молодой человек были обнаружены работающим в лагере преподавателем РГГУ, который узнал в одной из них активистку молодежного «Яблока», после чего незваных гостей попросили покинуть лагерь, что они и сделали», — рассказали «Газете.Ru» «Наши». В пресс-службе «Наших» добавили, что вернувшиеся в Москву активисты просто нагнетают обстановку. «Никто никаких телефонов не отбирал, и вообще, я с трудом представляю, как это можно взять и запереть человека в палатке», — сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь движения.
Кто звонил Якеменко с жалобой на диверсантов, осталось неизвестным, но, во всяком случае, помимо версии с узнавшим студентов преподавателем существует и версия номер два. По ней, решивший, что его агентов вычислили, Яшин связался с представителями прессы, попросив их позвонить в лагерь и узнать о судьбе своих друзей. Журналисты позвонили, рассказали «Нашим» о незваных гостях и поинтересовались их судьбой. «Наши» московским звонкам очень удивились, пообещали разобраться в ситуации, через два часа все трое активистов были взяты под конвой службой безопасности лагеря.