В Верховном суде Дагестана во вторник начались прения сторон по делу о теракте в Каспийске 9 мая 2002 года, когда на центральной площади города от взрыва погибли 45 человек и более ста получили ранения. Гособвинитель, выступая в прениях, потребовал приговорить двух подсудимых – Абдулхалима Абдулкаримова и Мурада Абдуразакова – к 15 и 11 годам лишения свободы соответственно. Оба жителя Махачкалы обвиняются по четырем статьям Уголовного кодекса России. Им инкриминируют участие в незаконных вооруженных формированиях, незаконное хранение оружия, покушение на убийство и вооруженный мятеж.
Как считает следствие, Мурад Абдуразаков готовил бомбу на основе противопехотной мины МОН-90, которую взорвали в Каспийске во время парада Победы. После признательных показаний Абдуразаков указал следователям на четыре тайника с оружием, заготовленные террористами для осуществления терактов и убийств в Дагестане. А Абдулкаримов вел съемку теракта.
Однако два обвинения, непосредственно за исполнение взрыва в Каспийске, с подсудимых были сняты.
На заседании суда 1 июля коллегия присяжных решила, что ни Абдуразаков, ни Абдулкаримов в теракте на площади Каспийска не участвовали. Подсудимые были оправданы по статьям «Терроризм» и «Убийство», за которые им грозил пожизненный срок. По мнению присяжных, прокуратура так и не смогла найти веских доказательств виновности арестованных. А сами подсудимые заявили, что не имели отношения к теракту и на следствии якобы оговорили себя под давлением оперативников.
Несмотря на то что доказательств причастности к взрыву в Каспийске гособвинению не хватило, большинство других преступлений, совершенных Абдуразаковым и Абдулкаримовым, присяжные признали доказанными, и несколько лет дагестанские боевики все же проведут за решеткой. Присяжные, например, признали Абдулкаримова виновным в участии в НВФ, покушении на убийство и незаконном хранении оружия. А Абдуразакова признали виновным в участии в НВФ, незаконном хранении оружия и вооруженном мятеже.
Прения сторон продолжатся выступлением адвокатов подсудимых, после чего судья вынесет приговор. Представители прокуратуры республики уже заявили, что, скорее всего, не удовлетворятся таким исходом процесса и потребуют пересмотра дела. Ведь следствие считало Мурада Абдуразакова одним из непосредственных исполнителей теракта и заметной фигурой среди боевиков. Он принимал активное участие в боевых действиях в Абхазии в начале 90-х годов, затем из Дагестана ушел в Чечню в составе отряда полевого командира Раппани Халилова. По данным следствия, в Чечне Мурад Абдуразаков считался «правой рукой Шамиля Басаева». Как отмечают следователи, Каспийск — не первая крупная операция Абдурзакова. Ранее он был осужден на 11 лет за покушение на убийство бывшего председателя дагестанского отделения Пенсионного фонда России Шарапутдина Мусаева.
Судебный процесс над обоими боевиками начался в Верховном суде республики в апреле 2004 года. По ходатайству Мурада Абдуразакова процесс проходил с участием присяжных. Дело Абдуразакова и Абдулкаримова было выделено из общего уголовного дела о теракте в Каспийске. Всего в деле фигурируют 12 человек, дела троих подсудимых рассматриваются в Верховном суде республики, четверо арестованных находятся под следствием, остальные пятеро объявлены в розыск.
Одновременно в Верховном суде Дагестана начался еще один процесс по делу о теракте в Каспийске. Теперь на его исход может повлиять приговор, который вынесут в ближайшее время Абдулкаримову и Абдуразакову. На скамье подсудимых — их предполагаемый сообщник, 29-летний Ханали Умаханов, обвиняемый по восьми статьям УК РФ (в том числе «Терроризм» и «Убийство»). Он был задержан в Москве в феврале 2003 года и должен был быть третьим фигурантом процесса вместе с Абдулкаримовым и Абдуразаковым. Но, находясь под арестом, Умаханов попал в психиатрическую лечебницу. Весной 2005 года медики признали его здоровым и отправили обратно в СИЗО. В начале июня текущего года над Ханали Умахановым в Верховном суде начался отдельный процесс. По просьбе подсудимого процесс тоже проходит с участием присяжных.