Каждый год мы с друзьями ходим в баню, поэтому к нам каждый год в начале января приезжает какая-то Надя, всякий раз разная. Таков рецепт национальной гордости великороссов. У великоамериканцев свои традиции: каждый год в четверг перед 4 июля они спасают мир, всякий раз от новой нечисти. Это дает им заряд бодрости и патриотизма еще на год.
По летним блокбастерам можно писать параллельную историю Америки. «День независимости», «Люди в черном», «Армагеддон», «Человек-паук-2» — каждое лето зрители идут в кино за чувством гордости: мы крутые, мы уделали всех, кто пытался прилететь на нашу дружелюбную планету и открыть пасть на наших дружелюбных детей и президентов. Спилберговско-уэллсовская «Война миров» входит в этот список как магазин в автомат Калашникова, с ощутимым щелчком. Второе место за всю историю летних блокбастеров, $77,6 миллиона за долгий четырехдневный уикенд. Только второй «Человек-паук» оказался сильнее простого рабочего в исполнении Тома Круза, спасшего свою дочь от инопланетной трехногой чумы. На что представитель «Парамаунта» заявил: «А чего вы хотите? Мы сделали не сиквел, не кино по комиксам. Это кино по великому литературному наследию. Такие фильмы дольше остаются на рынке».
За шесть дней экранизация классики Уэллса собрала $113 миллионов — это больше, чем в общей сложности удалось собрать двум последним фильмам Тома Круза, вместе взятым. Для «Парамаунта» это лучшие сборы за всю историю компании.
Зрители, правда, жалуются, что в «Войне миров» что-то не так. Ну да, Том Круз спасает своих детей от инопланетян, которые уделывают Землю и сосут из людей кровь в промышленных масштабах. Ну да, миллионы лет назад пришельцы зарыли свои треножники в нашей планете, а теперь вот прилетели собирать урожай. Ну, допустим. Но почему, переживал один прекрасный кинокритик, почему никто из персонажей не читал Герберта Уэллса и ничего не знает о радиопостановке Орсона Уэллса? Что это за мир такой?
Это мир накануне Дня независимости.
Глаза у летнего блокбастера такие большие, чтобы спецэффекты смотреть, а не книжки читать. А уши у него такие большие для звука долби сэрраунд, а не для Орсона Уэллса. И, конечно, абсолютно понятно, что пришельцы зарыли свои машинки не миллионы лет назад, а в тот момент, когда Герберт Уэллс напустил своих марсиан на Англию. А в 82-м году Стивен Спилберг послал на Землю шпиона, милейшего E.T. Тот вернулся домой и сообщил: «Ребята, они полностью готовы к нашему прибытию, им палец покажи, и они плывут. Мы порвем их как нечего делать».
«Война миров» — едва ли не первый летний блокбастер за многие годы, где побеждает не гордый одиночка, спасший мир от гибели, и не народ Соединенных Штатов. Побеждает какая-то бактерия, спасшая планету от вторжения, даже не заметив этого. Вот что не так в «Войне миров»: внешне она наша, летняя и блокбастерная, а суть ее осталась в старой Англии. Другая историческая эра.
Это пугает больше, чем все инопланетяне мира: как же так, Круз не встретится с начальником инопланетян и не отрубит ему, например, руку?
«Бэтмен: начало», сказка о шизофренике, съехала благодаря инопланетянам на второе место в чарте, заработав $18,7 миллиона за уикенд и $154,1 миллиона за три недели проката. Лучшей рецензией на фильм стало высказывание неизвестного зрителя после сеанса: «Хорошее кино. Наверное, и продолжение снимут».
Брэд Питт и Анджелина Джоли удобно устроились на третьем месте — «Мистер и миссис Смит», история семейных отношений, замаскированная под историю двоих суперагентов, которым надо друг друга убрать, заработала за неделю $12,7 миллиона, итого за месяц супруги получили $146 миллионов. На четвертом месте --«Зачарованные», сиквел знаменитого сериала, да еще с Николь Кидман в главной роли. Популярности сериала фильму не видать: кино про ведьму, которая снимается в сериале в роли ведьмы, заработало за неделю $10,8 миллиона, получив за две недели проката $40,3 миллиона.
Волшебство в наше время ценится меньше, чем пришельцы.
На пятое место съехали «Сумасшедшие гонки», розовые сопли с моторчиком. Кино о девушке, которая приобрела живой автомобиль, и на нем она участвует в гонке. Стивена Кинга нет на этих людей, он бы рассказал, что бывает с девушками, садящимися в живые машины.
Еще одна премьера, о которой и говорить-то не хочется, спортивная комедия «Подбор» с Мартином Лоуренсом, еле-еле дотянула до седьмого места. Кино про баскетбол. Ну, мячик, корзины, все дела. Не вдохновляет. Вот если бы, скажем, под баскетбольной площадкой миллионы лет были зарыты высоченные негры, а во время игры в них по молниям спускались бы бессмертные души… «Земля живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро, кстати, не обманула наших ожиданий и упала на десятое место. Молодец, старик, есть еще прах в могилках.